Хейфиц Иосиф Ефимович
Хе́йфиц Ио́сиф Ефи́мович [4(17).12.1905, Минск – 24.4.1995, Санкт-Петербург], российский режиссёр, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975).
В 1927 г. окончил Ленинградский техникум экранного искусства (ныне Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж), в 1928 г. – Институт истории искусств.
В кино начинал как сценарист. С 1929 г. в содружестве с А. Г. Зархи, оставаясь в рамках эстетики социалистического реализма, снимал разножанровое кино – социальную драму «Ветер в лицо» (1930), морально-этическую мелодраму «Полдень» (1931), историко-революционную киноповесть «Моя Родина» (1933), лирическую комедию «Горячие денёчки» (1935). Наиболее успешные картины – «Депутат Балтики» (1936; Гран-при Международной выставки в Париже, 1937; Сталинская премия 2-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941; приз Венецианского кинофестиваля, 1946) и «Член правительства» (1939, отличается точным ощущением деревенской фактуры, вдумчивой работой с деталями и фоном). Особняком стоит фильм «Малахов курган» (1944), в котором выразительность морских боевых эпизодов усиливает тревожное состояние, прорастающее глубоким трагизмом.
С 1950 г. работал самостоятельно. Новые подходы к реалистическому пространству открыл фильм «Большая семья» (1954, приз Каннского кинофестиваля, 1955). Невостребованный ранее отечественным экраном тип героя-интеллигента представили ленты «Дело Румянцева» (1955; приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, в том же году) и «Дорогой мой человек» (1958). Международную известность принесла лирическая экранизация повести А. П. Чехова «Дама с собачкой» (1960; приз Каннского кинофестиваля, в том же году), новаторские режиссёрские принципы которой развиты в фильмах «Плохой хороший человек» (1973) и «Ася» (1977). Вниманием к современному человеку отмечены киноповесть о целине «Горизонт» (1961), мелодрама «День счастья» (1963).
Фильм «Единственная…» (1975) рассказывает о безрадостной провинциальной жизни, «Впервые замужем» (1979; главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1980) – о внутреннем одиночестве молодой женщины. Гротесковые краски, острота интонации, жёсткий анализ отличают фильмы «Шурочка» (1982), «Подсудимый» (1985), «Вы чьё, старичьё?» (1988), «Бродячий автобус» (1989).
Среди других фильмов: «Его зовут Сухэ-Батор» (1942), «Во имя жизни» (1946), «Драгоценные зёрна» (1948), «Огни Баку» (1950), документальный фильм «Разгром милитаристской Японии» (1945; Сталинская премия 1-й степени за 1945, вручена в 1946) – все совместно с Зархи; «В город С.» (1966), «Салют, Мария!» (1970), художественно-документальный фильм «Вспомним, товарищ!» (1987).
Автор и соавтор сценариев своих фильмов.
Награждён орденом Ленина (1975).