Абрикосов Андрей Львович
Абрико́сов Андре́й Льво́вич [(1)14.11.1906, Симферополь – 20.10.1973, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский актёр, народный артист СССР (1968).
Из династии Абрикосовых. Сын агронома. С 1925 г. в Москве: учился в кинематографической студии А. С. Хохловой, затем – у театрального педагога З. С. Соколовой (сестры К. С. Станиславского).
На профессиональной сцене с 1926 г. Актёр московских трупп – студии Малого театра (1926–1929), Передвижного театра (1930–1931), Реалистического театра (1931–1937), Камерного театра (1937–1938). С 1938 г. в Московском театре имени Евгения Вахтангова (в 1953–1959 директор).
Среди театральных ролей: Громов («Аристократы» Н. Ф. Погодина), Павел («Мать» по М. Горькому), Мелехов («Тихий Дон» по М. А. Шолохову), Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Отелло («Отелло» У. Шекспира), Багратион («Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва), Сафонов («Русские люди» К. М. Симонова), Бродский («Интервенция» Л. И. Славина), Вальжан («Отверженные» по В. Гюго), Оге Лунд («Европейская хроника» А. Н. Арбузова), Тригорин («Чайка» А. П. Чехова), Платонов («Одна» С. А. Алёшина), Игнат Гордеев («Фома Гордеев» по Горькому), Чохов («Большой Кирилл» И. Л. Сельвинского), Магара («Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина), Максим Максимович («Память сердца» А. Е. Корнейчука), Рагимов («Женщина за зелёной дверью» Р. Ибрагимбекова).
В кино А. Л. Абрикосов дебютировал в 1930 г. главной ролью Григория Мелехова в одноимённой экранизации романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» режиссёров О. И. Преображенской и И. К. Правова.
Работа принесла ему широкую известность. Появился красивый, фактурный, харизматичный молодой актёр, убедительный в ролях независимых, вольных натур, что всегда импонирует широкому зрителю («Одна радость», 1933; «Вражьи тропы», 1935; «Бабы», 1940; «Принц и нищий», 1942). Одной из самых успешных в эти годы стала роль обаятельного шпиона Павла Куганова, скрытого врага советской власти, в фильме «Партийный билет» (1936). Абрикосов с успехом играл также образцовых лидеров нового молодого общества («Встречный», 1932; «Любовь и ненависть», 1935; «Высокая награда», 1939; «Пятый океан», 1940; «Фронтовые подруги», 1941), исполнял роли неоднозначных исторических персонажей (Гаврило Олексич – «Александр Невский», 1938; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1941; Степан Разин в одноимённом фильме, 1939; Фёдор Колычёв/митрополит Филипп – «Иван Грозный», 1944, 1945).
В конце 1940-х – 1950-х гг. актёра приглашали главным образом на роли положительных героев – значительных, уверенных в себе людей, как правило занимающих высокие должности («Великий перелом», 1945; «Мальчик с окраины», 1947; «Алитет уходит в горы», 1949; «Сердце бьётся вновь…», 1956; «Дело "пёстрых"», 1958).
Начиная с роли кузнеца Шалого («Поднятая целина», 1959), в кинорепертуаре Абрикосова преобладали характерные персонажи. Его герои 1960-х гг. как будто бы отягощены своей харизматичностью, которая на исходе их жизни уже не приносит былого успеха. В этот период в экранных образах Абрикосова проступает не свойственный ему ранее трагизм: утрачивает духовную опору священник Фотий («Исповедь», 1962), теряет связь с новой реальностью секретарь обкома Артамонов («Секретарь обкома», 1963), угасает без дела на пенсии боевой генерал Осокин («Свет далёкой звезды», 1964), страдает от ощущения разрушающейся жизни контрреволюционер Симбирцев («Сокровища республики», 1964).
Среди других фильмов: «Зори Парижа» (1936), «Морской батальон» (1944), «Судьба барабанщика» (1955), «Илья Муромец» (1956), «Свадьба в Малиновке» (1967), «Братья Карамазовы» (1968), «Руслан и Людмила» (1972).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1946).