Алентова Вера Валентиновна
А́лентова Ве́ра Валенти́новна (род. 21.2.1942, Котлас, Архангельская область), российская актриса, народная артистка РФ (1992).
Из актёрской семьи. Жена В. В. Меньшова. По окончании в 1965 г. Школы-студии МХАТ (курс В. П. Маркова) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Среди ролей: Райна («Шоколадный солдатик» Б. Шоу), Людмила («Квадратура круга» по В. П. Катаеву), Директор («Подонки» Я. Гловацкого), Павла, Елена («Зыковы», «Дети солнца» М. Горького), Амалия («Разбойники» Ф. Шиллера), Александрина Гончарова («Последние дни» М. А. Булгакова), Маша («Я – женщина» В. И. Мережко), Биче, Мария («Человек и джентльмен», «Призраки» Э. Де Филиппо), Ренёва [«Разбитое счастье» («Светит, да не греет») по А. Н. Островскому и Н. Я. Соловьёву], Евлалия Андреевна, Надежда Антоновна Чебоксарова («Невольницы», «Бешеные деньги» Островского), жена («Пизанская башня» Н. М. Птушкиной), Гелена («Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина), Люсиль («Девичник club» по пьесе «Кладбищенский клуб» А. Менчелла), Каролина («Недосягаемая» С. Моэма), Винни («Счастливые дни» С. Беккета), Мелисса [«Любовь. Письма» А. Гурнея (А. Р. Герни-младший)], Грета («Семейка Краузе» А. А. Коровкина), Кормилица («Федра» М. И. Цветаевой), Бернадетта («Две дамочки в сторону севера» П. Нотта), Госпожа Аргант («Ложные признания» П. Мариво), Джудит Блисс («Апельсины & лимоны» Н. Кауарда), Хелен Синклейр («Пули над Бродвеем» В. Аллена), Роза («История одной лестницы» А. Вальехо).
С 1990-х гг. работает также на других сценах (Мэгги – «Чествование» Б. Слэйда, московский Театр Антона Чехова; Людмила – «Афинские вечера» П. В. Гладилина, антреприза «Театральная ассамблея Петра Гладилина»).
При психологической точности и строгости рисунка роли тяготеет к характерности, иронии.
В кино дебютировала в 1966 г. (Лидия – «Дни лётные»). Дебют и последующие кинороли («Зыковы», 1970, телевизионный; «Такая короткая долгая жизнь», 1975, телевизионный; «Рождение», 1976) прошли незамеченными. Открытие актрисы произошло после исполнения ею главной роли в фильме «Москва слезам не верит» (1979, Государственная премия СССР, 1981), пользовавшемся колоссальным успехом. Героиня Алентовой, прошедшая путь от наивной провинциалки до директора крупного столичного завода, добившаяся высокого социального статуса, но не сумевшая устроить личную жизнь и лишь после 40 лет встретившая своего избранника, оказалась близка и понятна огромному количеству зрителей. После роли лирической героини, принёсшей ей успех, актриса лишь один раз выступила в подобном амплуа – в мелодраме «Зависть богов» (2000). В остальных случаях её героини обладают жёстким характером, острым умом, суховатым темпераментом, являя собою различные ипостаси «бизнес-вумен» – даже в те годы, когда такого понятия в СССР ещё не существовало («Время желаний», 1984, Государственная премия РСФСР, 1986; «Прости нас, сад…», 1988, телевизионный; «Процесс», 1989; «Непредвиденные визиты», 1991–1992, телевизионный; «Сын за отца…», 1995; «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», 2002–2006, телевизионный; «И всё-таки я люблю…», 2007, телевизионный, премия «ТЭФИ», 2008, и т. д.). В новом качестве раскрылась в характерных ролях (завуч-сталинистка Валендра – «Завтра была война», 1987, и др.) и ряде гротесково-эксцентрических образов в фильме «Ширли-мырли» (1995).
Среди других фильмов: «Время для размышлений» (1982), «Жених из Майями» (1994), «Дар божий» (2007), «Любовь как мотив» (2008), «Воскресенье» (2019), «Ампир V» (2021).
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» «За служение русскому репертуарному театру» (2019).
Награждена орденами: Дружбы (2001), Почёта (2007), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2012), а также медалью Пушкина (2019).