Норштейн Юрий Борисович
Норште́йн Ю́рий Бори́сович (настоящие имя и отчество – Юрий Беркович) (род. 15.9.1941, деревня Андреевка, Головинщинский район, Пензенская область, ныне Каменский район, Пензенская область), российский режиссёр анимационного кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист РФ (1996).
Отец – Берко Лейбович Норштейн (1905–1956), наладчик деревообрабатывающих станков, мать – Бася Гиршевна Кричевская (1912–2001), воспитатель. В 1941 г. отец ушёл на фронт, а мать со старшим братом уехала в эвакуацию в Пензенскую область, где и родился режиссёр, в 1943 г. семья вернулась в Москву.
В 1948–1958 гг. учился в средней школе, в 1956–1958 гг. – в Краснопресненской детской художественной школе. В 1958–1959 гг. работал столяром-сколотчиком на мебельном комбинате. В 1959–1961 гг. учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». В 1961–1989 гг. работал на студии: в 1961–1973 гг. художник-мультипликатор, с 1973 г. режиссёр мультипликационных фильмов.
Как художник-мультипликатор создал фильмы: «Две сказки» (1962), «Левша» (1964), «Как один мужик двух генералов прокормил», «Каникулы Бонифация» (оба – 1965), «Варежка» (1967), «Осторожно, щука!» (1968), «Жадный Кузя» (1969), «Чебурашка» (1971), цикл анимационных фильмов режиссёра А. Ю. Хржановского о А. С. Пушкине «Я к вам лечу воспоминаньем...» (1977), «И с вами снова я...» (1980), «Осень» (1982).
Как режиссёр дебютировал фильмом «25-е, первый день» (1968, совместно с А. Г. Тюриным), где прямолинейный революционный плакат совмещён с традициями живописи и графики начала 20 в. (в конце 1960-х гг. связь анимации с классической изобразительной культурой была новаторским приёмом). Те же принципы лежат в основе ленты «Сеча при Керженце» (1971, совместно с И. П. Ивановым-Вано, музыка – одноимённая симфоническая картина из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова; 1-я премия на 5-м Всесоюзном фестивале в Тбилиси, Гран-при на 1-м Международном фестивале анимационных фильмов в Загребе, обе награды – 1972; Гран-при Международного фестиваля анимационных фильмов в Нью-Йорке, 1973), созданной на основе русских икон и фресок. Фильм пронизан христианскими мотивами, которые ранее в отечественной анимации не использовались.
Картина «Лиса и заяц» (1973; 1-я премия на 7-м Всесоюзном фестивале в Баку, 1-я премия на 2-м Международном фестивале анимационных фильмов в Загребе, обе – 1974) соединяет художественные традиции русского ярмарочного лубка с ироническим современным видением. В результате все персонажи известной сказки, обретая новые черты, становятся объёмнее и глубже. Фильм воплощает на экране мир народной сказки как яркое, артистичное пространство, лишённое привычной нравоучительности.
Лента «Цапля и журавль» (1974; 1-я премия 8-го Всесоюзного кинофестиваля в Кишинёве, специальная премия жюри 10-го Международного кинофестиваля в Анси, 1-я премия «Золотой Праксиноскоп» на Международном кинофестивале в Нью-Йорке, 1-я премия на Международном кинофестивале в Тегеране, все награды – в 1975, и др.) решена как ироническая пародия на «высокие» отношения между людьми, в которых общепринятые правила поведения служат барьером для подлинных чувств и ощущений настоящей жизни. Посмеиваясь над своими нелепыми героями, авторы одновременно жалели их, создавая своеобразный реквием по подлинной интеллигенции. В идее экранизации сказки сочетаются несколько смысловых пластов, порой в чём-то спорящих друг с другом, что отличает её от привычной анимации.
В фильме «Ёжик в тумане» [1975; 1-я премия 9-го Всесоюзного кинофестиваля во Фрунзе, 1976; Большая золотая медаль 11 Международного кинофестиваля для детей и юношества в Тегеране, 1976; приз за лучший короткометражный фильм для детей в Хихоне (Испания), 1977, и др.; на Лондонском фестивале 1977 признан «выдающимся фильмом года»; в Токио на международном опросе кинокритиков и режиссёров в 2003 г. – «лучшим анимационным фильмом всех времён и народов»] пространство сказки предстаёт как мир детского сна, где наиболее остро проявляются чувства незащищённости и растерянности, свойственные детству. Сюжет фильма – дорога ёжика к своему другу медведю – превращается на экране в духовный путь по странному и непонятному миру, в котором герой то теряет, то заново обретает себя. Когда же он наконец выходит из этого «тумана», встреча с приятелем его не слишком радует, поскольку за время своего путешествия он постиг нечто такое, что выше его самого. В детской анимации впервые возникают метафизические обертоны, т. к. каждый этап пути ёжика решён в кадре как определённое состояние, которое испытывает вместе с ним и зритель. Фильм обрёл популярность у зрителей, цитаты стали крылатыми выражениями.
Наиболее известная лента Норштейна – «Сказка сказок» [1979, 1-я премия 13-го Всесоюзного кинофестиваля, Гран-при Международного кинофестиваля в Лилле, премия Международной критики (ФИПРЕССИ), Гран-при 4-го Международного кинофестиваля в Загребе, 1-я премия Международного кинофестиваля в Оттаве, все награды – в 1980, и др.] – представляет собой балладу, в которой образы России 20 в. возникают в виде осколков памяти. Герой фильма – трогательный волчок из детской колыбельной. Его глазами зритель воспринимает этот загадочный мир как великую тайну. Прошлое и будущее, сказочное и реальное соединяются на экране, создавая образ вечного и бессмертного бытия. И если в фильме «Ёжике в тумане» основная идея – примирение с бытием, то в «Сказке сказок» присутствует ощущение непостижимости мира.
Все работы 1970-х гг. созданы в содружестве с художником Ф. А. Ярбусовой (женой режиссёра), оператором А. Б. Жуковским, художником Б. С. Савиным, композитором М. А. Мееровичем.
С 1981 г. режиссёр работает над полнометражным анимационным фильмом «Шинель» – экранизацией повести Н. В. Гоголя. Среди других фильмов: «Дети и спички» (1969), «За день до нашей эры» (совместно с Ф. С. Хитруком, 1977), «Русский сахар» (1994–1995), заставка к телепрограмме «Спокойной ночи, малыши!» (2000). Ещё одна картина, «Зимние дни» (2003), по стихам Басё, – изящная лирическая стилизация на японские мотивы.
Ассоциативность мышления, метафоричность образов, сопоставление различных пространственно-временных категорий в поэтически преломлённой художественной форме – составляющие авторского почерка Норштейна. В своих работах он использует специальную технику многоярусной перекладки изображения, что придаёт анимационным фильмам эффект трёхмерности. Новаторское творчество режиссёра воплотило пути развития мировой анимации 20 в.
В 1979–1996 гг. преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров имени Г. Н. Данелии. В 1990–2006 гг. – в «Фонде Ролана Быкова», где с начала работы организовал анимационную студию «Артель». В 1993 г. вместе с А. Ю. Хржановским, Э. В. Назаровым и Ф. С. Хитруком основал Школу-студию «ШАР» («Школа аниматоров-режиссёров»). В 2000 г. создал Фонд Юрия Норштейна, куда перевёл студию «Артель».
Премии: Государственная премия СССР (1979), имени Андрея А. Тарковского за авторский вклад в развитие киноискусства (1989), «Триумф» (1995), фонда В. С. Высоцкого «Своя колея» (2000), «Мастер» за выставку в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (2005).
Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1991) и японского Ордена восходящего солнца (2004).