Броневой Леонид Сергеевич
Бронево́й Леони́д Серге́евич (Леонид Соломонович) (17.12.1928, Киев – 9.12.2017, Москва), российский актёр, народный артист СССР (1987), народный артист Украины (2013).
В 1950 г. окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского (ныне Государственный институт искусств Узбекистана). В 1953 г. поступил на 3-й курс Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1955 г. (курс А. М. Карева).
В 1950–1951 гг. в труппе Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина, в 1951–1953 гг. в Оренбургском государственном областном драматическом театре имени М. Горького, в 1955–1956 гг. в Грозненском русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова, в 1956–1958 гг. в Иркутском драматическом театре, в 1958–1961 гг. в Воронежском театре драмы (с 1959 имени А. Кольцова).
В 1962–1988 гг. в Московском драматическом театре на Малой Бронной. Главные роли в постановках А. А. Гончарова: Бен Морган («Мятеж неизвестных» по Г. А. Боровику, 1962), Альберт Иванович («Жив человек» по В. Е. Максимову, 1964), Альфред Илл («Визит дамы» Ф. Дюрренматта, 1965).
Был занят в большинстве постановок А. В. Эфроса: «Три сестры» А. П. Чехова (1967, Чебутыкин), «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука (1968, Аркадий Павлович), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (Капулетти), «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова (Христофор Блохин; обе – 1970), «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971, Полуэктов), «Дон Жуан» Мольера (1973, Дон Луис), «Женитьба» Н. В. Гоголя (Яичница), «Снятый и назначенный» Я. И. Волчека (Академик Никольский, Старик; обе – 1975), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1977, Шпигельский), «Директор театра» Дворецкого (1984, Чимендяев) и др.
Среди других ролей: факир Рахума («Золотая карета» Л. М. Леонова, 1969), Вермешев («Своей дорогой» Р. Ибрагимбекова, 1974), Мундир государя («Лунин, или Смерть Жака» Э. С. Радзинского, 1979), Сократ («Ксантиппа и этот, как его…» С. И. Алёшина, 1988).
В 1988 г. по приглашению М. А. Захарова перешёл в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. Играл в спектаклях: «Мудрец» по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1989, Крутицкий), «Чайка» (1994, доктор Дорн) и «Вишнёвый сад» (2009, Фирс) А. П. Чехова, «Королевские игры» М. Андерсона и Г. И. Горина (1995, Норфолк), «Варвар и еретик» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок» (1997, Потапыч), «Плач палача» по пьесам Ф. Дюрренматта и Ж. Ануя (2003, Отец), «Женитьба» Н. В. Гоголя (2007, Яичница), «День опричника» по В. Г. Сорокину (2016, Князь Собакин).
Работы Л. С. Броневого в разнообразных по тематике и стилевым особенностям спектаклях отличались острой формой, особой личной интонацией в сочетании с глубоким проникновением в психологию персонажа.
В кино, начиная с первой роли (жандармский полковник в фильме «Товарищ Арсений», 1964), сформировал образ ироничного интеллигента в маске флегматичного циника. Развивал его в фильмах и телефильмах «Лебедев против Лебедева» (1965), «И снова май!» (1968), «Исполняющий обязанности», «Человек со стороны» (оба – 1973), «Врача вызывали?» (1974), «Прошу слова», «Ольга Сергеевна» (оба – 1975), «В одном микрорайоне» (1976), «Какие наши годы!» (1980), «Возвращение резидента» (1982), «Если верить Лопотухину…» (1983), «Формула любви» (1984), «Анонимка» (1987), «Физики» (1988) и т. д., а также в экранизациях классических произведений (Шуйский – «Борис Годунов», 1970; Людовик Великий – «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», 1973; доктор Вернер – «Страницы журнала Печорина», 1975; Олег Баян – «Маяковский смеётся», 1975; Салай Салтаныч – «Попечители», 1982). Наиболее ярким воплощением экранного образа стала роль хитрого и осторожного группенфюрера СС Мюллера в многосерийном телефильме
«Семнадцать мгновений весны» (1973, Государственная премия РСФСР, 1976), сделавшая Л. С. Броневого знаменитым и всенародно любимым.
Комедийные, острогротесковые роли актёр сыграл в фильмах «Агония» (1974, восстановлен в 1981), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Охотник» (1981), Покровские ворота» (1982), «Небеса обетованные» (1991). Здесь его персонажи сбрасывают маску разочарования, они деятельны, эмоциональны, а нередко и эксцентричны.
Последняя крупная удача Л. С. Броневого в кино – роль старого актёра Журавлёва («Простые вещи», 2006; приз Международного кинофестиваля «Евразия», приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, оба – 2007; премия «Ника», 2008).
Государственная премия РФ (1996).
Российская национальная театральная премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2013).
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й (1997), 3-й (2003), 2-й (2008), 1-й (2013) степеней.