Авербах Илья Александрович
Аверба́х Илья́ Алекса́ндрович (28.7.1934, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 11.1.1986, Москва, похоронен в посёлке Комарово, ныне в черте Санкт-Петербурга), российский кинорежиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
В 1958 г. окончил 1-й Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова), в 1964 г. – Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве (мастерская И. Г. Ольшанского), в 1967 г. – режиссёрские курсы при киностудии «Ленфильм» (мастерская Г. М. Козинцева).
Как сценарист дебютировал фильмом об учёных «Лёгкая рука» (1965). Режиссёрский дебют – новелла «Папаня» в иронической киноповести о наивном и глуповатом парне «Личная жизнь Кузяева Валентина» (1965).
С первой полноценной авторской работы – полнометражного фильма «Степень риска» (1968) постоянной темой творчества И. А. Авербаха стал приоритет интеллигентского сознания в сохранении высших нравственных и культурных ценностей в обществе.
В 1971 г. режиссёр поставил ленту «Драма из старинной жизни» по рассказу Н. С. Лескова «Тупейный художник», представив в свойственной лишь ему нервно-изломанной интонации жизнь провинциальной России 19 в. как мир метафизического рабства, в котором нет ни правых, ни виноватых.
Духовный стоицизм крупного учёного в житейских и социальных треволнениях советской действительности лёг в основу замысла фильма «Монолог» (1972).
Значительным достижением 1970-х гг. стала картина «Чужие письма» (1975). Рассказ о победе коллективного, деиндивидуализированного начала над личностным открывал в отечественном кинематографе новое направление – фильмы, исполненные социальной тревожности. Центром этого направления была киностудия «Ленфильм», лидером – И. А. Авербах.
В исторической саге «Объяснение в любви» (1977) режиссёр проследил жизнь русского интеллигента (и, казалось бы, незначительного человека) за все годы советской власти. Картина стала авторским «объяснением в любви» человеку, «проигравшему» свою жизнь из-за боязни совершить какой-либо поступок, чреватый разрушением чьих-то судеб.
Тему «Чужих писем» продолжил телевизионный фильм «Фантазии Фарятьева» (1979), повествующий о попытке провинциального интеллигента отгородиться от серой реальности прекрасной утопией и в итоге потерпевшего крах.
Последняя работа И. А. Авербаха – «Голос» (1982) – глубоко трагична, ибо рассказывает об абсолютном кризисе реальности, внутри которой герои фильма, кинематографисты, готовы «положить жизнь» на съёмках своего посредственного творения, ибо никаких иных духовных опор у них больше не осталось.