Лиознова Татьяна Михайловна
Лио́знова Татья́на Миха́йловна (20.7.1924, Москва – 29.9.2011, там же), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народная артистка СССР (1984).
В 1949 г. окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой).
В 1952 г. по приглашению Герасимова участвовала в постановке китайской пьесы «Седая девушка» Хэ Цзинчжи и Дина И (Театр имени Евгения Вахтангова; отвечала за музыкальное оформление).
Как кинорежиссёр дебютировала в 1958 г. фильмом «Память сердца», неоднозначная трактовка характеров и взаимоотношений сочеталась здесь с мягкой лирико-элегической интонацией. Эти же черты присущи фильмам «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Рано утром» (1965). Каждая новая работа Лиозновой становилась всё более драматичной, а мелодрама «Три тополя на Плющихе» (1967) приобрела трагический оттенок. В последующие годы лиризм в её фильмах уступил место острой, напряжённой социальности.
В 1973 г. поставила свой самый знаменитый, получивший широкое признание в СССР фильм – телесериал «Семнадцать мгновений весны» (Государственная премия РСФСР, вручена в 1976), в котором утончённо разыгран миф о советском разведчике, работающем в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. в высших немецких кругах, а клишированный в отечественном кинематографе образ врага подвергнут коренному переосмыслению.
Разрушением мифа о Золушке, покоряющей столицу, стал фильм «Карнавал» (1981), впервые в советском кино экспериментально сочетающий черты психологической мелодрамы и мюзикла.
В частной производственной истории, лёгшей в основу телефильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), отразилась драматическая социальная ситуация в стране.
В 1986 г. Лиознова сняла телефильм «Конец света с последующим симпозиумом» – публицистический очерк об опасности ядерной войны.
Одно из отличительных качеств режиссёра – внимание к музыкальной составляющей фильма, умение сотрудничать с композитором: музыка к фильмам «Три тополя на Плющихе» (автор А. Н. Пахмутова), «Семнадцать мгновений весны» (автор М. Л. Таривердиев), «Карнавал» (автор М. И. Дунаевский) живёт самостоятельной жизнью, завоевав всенародную популярность.
В 1953–1982 гг. художественный руководитель Творческо-производственного объединения юношеских фильмов Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
С 1952 г. преподавала во ВГИКе, в 1975–1981 гг. руководила режиссёрско-актёрской мастерской (совместно с Л. А. Кулиджановым).
В 1998 г. участвовала в документальном фильме «Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя» (режиссёры С. В. Кожевников, А. В. Левин, ведущий Л. Г. Парфёнов).
Специальный приз Президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (вручён на фестивале «Кинотавр», Сочи, 2000). Награждена орденами Октябрьской Революции (1982), Почёта (1996), «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1999) и 4-й (2009) степеней.
О Лиозновой сняты документальные кино– и телефильмы: «Дожить до светлой полосы» (2004), «Моя железная леди» (2009), «Карнавал« (2012), «Мгновения» (2014), «Последний день» (2017) и др.
В 2016 г. на фасаде здания Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького Т. М. Лиозновой установлена мемориальная доска (скульптор И. П. Казанский).