Статистическая отчётность
Статисти́ческая отчётность, совокупность первичных данных о социально-экономических процессах, фиксируемых и представляемых в строго регламентируемых формах по результатам сплошного статистического наблюдения согласно единой государственной программе и на регулярной основе. Альтернативными статистической отчётности являются статистические переписи или статистические цензы, в процессе которых получаются первичные данные о социально-экономических процессах по выбранному кругу показателей, но один раз в 5–10 лет и, как правило, на нерегулярной основе.
В РФ состав, формы, процедуры и сроки представления статистической отчётности разрабатываются в соответствии с федеральной программой и планом статистических работ, составляемых и реализуемых на ежегодной основе в соответствии с требованиями действующего Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ. Статистическая отчётность подразделяется на централизованную, ответственность за ведение которой возложено непосредственно на Росстат и его территориальные органы, и децентрализованную, ответственность за ведение которой (по согласованным с Росстатом формам) возлагается на профильные министерства и ведомства.
Статистическая отчётность осуществляется по единой научно-организационной и методологической программе на базе разрабатываемого Росстатом единого инструментария статистического наблюдения, обеспечивающего возможность унифицированного сбора, обработки, хранения и передачи отчётных данных. Основу данного инструментария составляют Статистический регистр хозяйствующих субъектов, Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, регламентирующие полноту соблюдения единого порядка регистрации, учёта и идентификации генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, а также система стандартных экономико-статистических классификаций, гарантирующая единый порядок сбора, обработки, хранения и публикации данных.
В соответствии с действующим регламентом Росстат на непрерывной основе осуществляет мероприятия по инвентаризации и совершенствованию применяемых форм статистической отчётности, обновляя и переутверждая ежегодно до 15–20 % их общего объёма. Процедуры (порядки) обновления, заполнения и представления форм такой отчётности вместе с электронными комплексами статистических программ и копиями этих форм публикуются ежеквартально на интернет-сайте Росстата и доступны всем пользователям.
Базу статистической отчётности составляют данные бухгалтерского учёта организаций и индивидуальных предпринимателей, достоверность которых находится под непрерывным контролем и подтверждается персональными подписями официальных лиц, ответственных за их представление. В РФ, согласно действующему законодательству, организации любых форм собственности обязаны представлять статистическую отчётность в установленные сроки по утверждённой форме. По сокращённой программе отчитываются и обобщаются данные, характеризующие деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. За нарушения установленного порядка органы государственной статистики имеют право применять к ответственным должностным лицам административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.
Целью статистической отчётности является своевременное и качественное обеспечение деловых кругов, научной общественности, СМИ и населения достоверной и исчерпывающей информацией о социальном, экономическом, демографическом, экологическом и международном положении страны. Данные этой отчётности позволяют следить за динамикой объёма промышленности, сельского хозяйства и других видов экономической деятельности, комплексно оценивать результаты развития страны и регионов, изучать пропорции и эффективность работы государственных и негосударственных предприятий и организаций, выявлять устойчивые тренды (закономерности) и прогнозировать их поведение в будущем, а главное – обоснованно корректировать текущее развитие подотчётных предприятий и организаций.
Статистическая отчётность в России всё в более широких масштабах переходит на международные стандарты учёта и анализа предпринимательской деятельности, а её показатели всё шире используются в международных расчётах и сопоставлениях.