Зинченко Владимир Петрович
Зи́нченко Влади́мир Петро́вич (10.8.1931, Харьков – 7.2.2014, Москва), советский и российский психолог, один из создателей советской когнитивной психологии, инженерной психологии, эргономики, поэтической антропологии, доктор психологических наук (1966), профессор (1969), член-корреспондент АПН СССР (1974), академик РАО (1992), директор-организатор Института человека при Всесоюзном межведомственном центре наук о человеке при Президиуме АН СССР (1989), заместитель директора Института философии АН СССР (1989–1991), академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992–1998).
Родился в семье известного советского психолога Петра Ивановича Зинченко. Окончив в г. Харьков среднюю школу, В. П. Зинченко в 1948–1953 гг. учился на отделении психологии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1953–1956 гг. – в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО). Здесь под руководством А. В. Запорожца в 1957 г. Зинченко защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков», после чего работал научным сотрудником института. Параллельно в 1950-х гг. в МГУ и Институте дошкольного воспитания АПН РСФСР по заданию Запорожца Зинченко проводит экспериментальные исследования развития зрительного восприятия детей и ряда иных проблем детской психологи. На рубеже 1950–1960-х гг. Зинченко осуществляет ряд прикладных разработок по инженерной психологии и эргономике. В 1961 г. при поддержке Д. Ю. Панова и А. Н. Леонтьева он создаёт первую в стране лабораторию инженерной психологии в Институте автоматической аппаратуры (НИИАА) и руководит ею до 1969 г. В 1966 г. Зинченко защищает на факультете психологии МГУ докторскую диссертацию по общей психологии «Восприятие и действие». В 1967 г. в числе соавторов книги «Восприятие и действие» он награждён премией имени К. Д. Ушинского АПН СССР. Сотрудничая с 1970 г. с издательством «Прогресс», Зинченко инициировал выпуск на русском языке серии книг «Библиотека зарубежной психологии». В 1970 г. он организует на факультете психологии МГУ кафедру психологии труда и инженерной психологии, которую возглавляет до 1982 г. Параллельно в 1969–1984 гг. во Всесоюзном НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) Государственного комитета СССР по науке и технике и АН СССР он заведует отделом эргономики, являясь (совместно с В. М. Муниповым) основоположником этого комплексного направления (проектирования рабочих мест и автоматизированного управления в системах «человек – машина») в нашей стране и международным координатором эргономических разработок в странах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В 1984 г. Зинченко создаёт в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) кафедру эргономики и заведует ею до 1992 г. Преподавая в столичных и региональных вузах, он также издаёт ряд учебников по психологии, эргономике, педагогике.
В 1970–1990-х гг. в качестве члена редколлегий периодических изданий (журналов «Вопросы психологии», «Человек», «Вопросы философии», ежегодников «Системные исследования. Методологические проблемы», «Техническая эстетика») В. П. Зинченко сотрудничает с философами А. А. Зиновьевым, В. Г. Гороховым, Э. В. Ильенковым, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицким, Э. Г. Юдиным, Б. Г. Юдиным, психологами Н. Г. Алексеевым, Б. М. Величковским, В. В. Давыдовым, А. Р. Лурией, В. М. Муниповым, Д. Ю. Пановым, а в АН СССР – с академиками Е. П. Велиховым, В. А. Лекторским и И. Т. Фроловым. В 1989–1991 гг. Зинченко является заместителем директора Института философии АН СССР, руководителем Всесоюзного межведомственного центра наук о человеке при Президиуме АН СССР, директором-организатором Института человека при этом центре. В 1990 г. по приглашению Администрации Президента РСФСР Б. Н. Ельцина в качестве научного консультанта он участвует в отборе претендентов в состав Правительства РСФСР, возглавляемого председателем И. С. Силаевым. В начале 1990-х гг. по поручению института «Открытое общество» (Фонда Дж. Сороса) Зинченко руководил экспертизой и заказом нового поколения учебников по психологии и педагогике.
После избрания в 1992 г. академиком РАО В. П. Зинченко в 1992–1998 гг. является членом президиума РАО и академиком-секретарём Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, с 1998 г. – старшим научным сотрудником Института общего среднего образования РАО, а с 2001 г. состоит академиком в Отделении образования и культуры РАО. В 1994–1998 гг. он является председателем Экспертного совета ВАК РФ по присуждению научных степеней по психологии и педагогике и Совета по экспериментальным площадкам Минобразования РФ, заместителем председателя ряда межведомственных научных советов, в том числе при Президиуме РАН («Человек», «Сознание», «РФФИ», «Эргономика» и др.). Создаёт кафедру психологии в Международном университете природы, общества и человека «Дубна», руководит ею (1998–2007), преподаёт в этом вузе и в Самарском педагогическом университете; читает лекции в Московском государственном психолого-педагогическом университете, будучи профессором кафедры культурно-исторической психологии. В 2007–2014 гг. Зинченко работает в НИУ ВШЭ: ординарный профессор факультета/департамента психологии, заведующий кафедрой психофизиологии (с 2009).
На протяжении своей научной деятельности В. П. Зинченко провёл экспериментальные исследования процессов формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационной подготовки оперативных решений; разработал вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления как компонента творческой деятельности; предложил функциональную модель предметного действия человека; развил учение о сознании как функциональном органе индивида. Его труды внесли существенный вклад в дело гуманизации сферы труда, особенно в области информационных технологий. Траектория разработки Зинченко теоретических проблем общей и прикладной психологии может быть описана следующим образом: от экспериментов по формированию образа, изучения когнитивного развития и взаимодействия познавательной и исполнительной деятельности через построение инженерно-психологических и эргономических требований к технике до концептуально-психологического и знаково-смыслового анализа роли продуктивного мышления, интуиции, рефлексии, понимания, сознания в творческих актах научной и художественной самореализации личности. Развивая достижения российского человекознания (философско-психологическую концепцию Г. Г. Шпета, культурно-исторический подход Л. С. Выготского, общепсихологическую теорию деятельности А. Н. Леонтьева, концепцию онтогенеза психики А. В. Запорожца, физиологию активности Н. А. Бернштейна и психофизиологию доминанты А. А. Ухтомского), Зинченко разработал конструктивные принципы организации исполнительной и познавательной деятельности в контексте таких сфер социальной практики, как эргономика, дизайн и педагогика. Ряд своих поздних работ (2005; 2006; 2008, 2010) Зинченко посвятил исследованиям творческого акта, а также обобщению результатов многолетних исследований в рамках концепции сознания и рефлексии. При построении этой концепции он опирался на идеи М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, К. В. фон Гумбольдта, М. К. Мамардашвили и особенно Г. Г. Шпета, много сделав для исследования и переиздания его творческого наследия.
В. П. Зинченко был главным редактором международного журнала «Культурно-историческая психология» и членом редколлегии ряда научных журналов («Человек», «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Психология. Журнал Высшей школы экономики» и др.). Он читал лекции в университетах США, Германии, Испании, Польши, Японии, Венгрии, Чехии и других стран; в МГУ и НИУ ВШЭ читал курсы лекций по общей, когнитивной и инженерной психологии, эргономике, педагогике и по методологии науки. Автор более 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках. Среди учеников В. П. Зинченко – В. И. Беспалов, Н. Ю. Вергилес, Н. Д. Гордеева, В. П. Горяинов, А. Б. Леонова, Б. Г. Мещеряков, Е. Б. Моргунов, В. М. Мунипов, А. И. Назаров, О. Г. Носкова, И. Н. Семёнов, С. Д. Смирнов, Ю. К. Стрелков, О. Н. Чернышева.
Ряд лет В. П. Зинченко был членом Президиума Общества психологов СССР и его вице-президентом. В 1988 г. был избран почётным членом Американской академии наук и искусств.
Сын В. П. Зинченко – психотерапевт Александр Владимирович Зинченко, работает в США; сестра – доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Петровна Зинченко (1939–2001).