Общение
Обще́ние, процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно, в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Термин «общение» в российской психологии нередко употребляется как синоним коммуникации в широком смысле, однако в более узком значении термин «коммуникация» характеризует только обмен информацией (т. е. лишь один из аспектов общения). Выработка единой стратегии взаимодействия (интерактивный аспект общения) предполагает интерсубъектность знака, т. е. единую или сходную систему кодирования и декодирования сообщений у участников взаимодействия, в силу чего даже при самых грубых нарушениях речи с практически отсутствующим пониманием речевого сообщения у больного сохраняется возможность отличить сообщение, передаваемое на родном языке, от сообщения на языке иностранном (Boller. 1972). Формирование образа другого человека – его восприятие и понимание (перцептивный аспект общения) достигается «прочтением» (С. Л. Рубинштейн) за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. Механизмами «прочтения» являются процессы сравнения и межличностной децентрации, идентификации, апперцепции (предвосхищения) и рефлексии.
Общение играет первостепенную роль в жизни человека, оно есть способ и условие социального развития личности и её эффективного функционирования (Леонтьев. 2008). Общение является «сквозным механизмом» смены ведущей деятельности у детей и развития всей психической сферы ребёнка, что прослеживается, в частности, в ходе постепенного перехода от непосредственного эмоционального общения у дошкольника к предметно-действенному ситуативному общению школьников, вплоть до внеситуативного интимно-личностного общения у подростков (Лисина. 1997). Как показали многочисленные исследования синдрома госпитализма у детей, воспитывающихся в домах ребёнка, отсутствие полноценного общения приводит к отставанию как когнитивного, так и речевого развития этих детей (Глозман. 2017).
Любые формы общения представляют собой специфические виды совместной деятельности (самостоятельной либо составной части и одновременно условия другой, некоммуникативной деятельности) (Андреева. 2012). Мотивация общения в большинстве случаев совпадает с мотивацией того вида деятельности, в которую общение включено. Исключение могут составлять некоторые специфические профессиональные ситуации (деятельности оратора, лектора, актёра и т. п.), в которых общение приобретает самостоятельную мотивацию.
Деятельность и общение – две неразрывные стороны социального бытия индивида. Люди всегда общаются в процессе некоторой деятельности, которую можно рассматривать как условие общения, и в то же время общение, будучи непременным элементом деятельности, обеспечивает все другие её формы. Многообразие форм деятельности обусловливает многообразие форм общения. Характеристики делового общения (с жёстко регламентированными целями, мотивами и способами организации общения) отличны от неформального и нерегламентированного межличностного общения. В процессе общения, взаимодействия и соотнесения себя с «другим» раскрывается и формируется образ Я, устанавливаются взаимоотношения и смысловые связи с другими людьми, изменяются установки и поведение общающихся людей. Высшей формой межличностного общения является диалог.
Средства общения (вербальные и невербальные) генетически восходят к средствам и предметам материальной деятельности людей, что подтверждается, например, данными тифлосурдопедагогики: материальное общение с помощью реальных предметов позволяет формировать у слепоглухонемых детей специфические коммуникативные средства, например восприятие речи с помощью тактильных ощущений. Есть данные, что 85% всей информации человек получает и передаёт с помощью невербальных средств общения (жестов, мимики, интонации и др.) (Леонтьев. 2008; Психология общения. 2011).
Речь как средство общения проходит достаточно долгий путь онтогенетического развития, включая довербальный этап, когда ребёнок ещё не говорит и не понимает обращённую к нему речь (хотя и воспринимает некоторые невербальные сигналы), но у него формируются предпосылки для вербального общения (избирательная и более активная ориентировочная реакция на речевые звуки по сравнению с неречевыми, становление звукового репертуара: например, начиная с трёхмесячного возраста выявляются различия звуков [a] в плаче и в вокализациях, издаваемых младенцами при общении с мамой). Затем наступает этап начального вербального общения, когда ребёнок начинает понимать и произносить простые высказывания. При этом ребёнок начинает говорить только в общении со взрослым и только тогда, когда перед ним ставится задача понять обращённую к нему речь и ответить на неё.
Примерно к трём годам у ребёнка формируется характерная для человека структура жизненного мира, которую можно представить в виде эллипса, имеющего два фокуса – «Я» и «Другой», – предполагающих не только различение, но и потенциальное взаимодействие. Сигналом формирования этой структуры является появление в речи ребёнка личных местоимений: «Я буду кушать» вместо «Ваня будет кушать». Такая структура возникает на определённом этапе онтогенетического развития самосознания, когда человек осознаёт себя существующим для другого, сознание своей единичности перерастает в сознание своей особенности и формируется образ Я, вплетающийся в мотивационно-потребностную сферу и осуществляющий тем самым регуляторную функцию. Все эти преобразования происходят не благодаря интроспекции, а через взаимодействие с другими людьми, в процессе общения (Глозман. 2017).
Потребность и активность в общении максимальна в период с 12 до 20 лет (при максимальной активности общения в возрасте 18–20 лет), затем потребность в общении несколько снижается и остаётся постоянной для данного человека (Максимова. 1983).
Для того чтобы общение могло успешно осуществляться, необходима сохранность (адекватность) по меньшей мере четырёх основных взаимосвязанных звеньев: мотивации (побуждения к общению), операциональных возможностей общения, контроля за протеканием общения и надындивидуальных (социальных) условий (контекста) общения. Нарушения или несформированность общения приводят к существенному искажению личности человека (Глозман. 2017).
Связь изменений личности с дефектами общения изучает нейропсихология. Эта взаимосвязь проявляется особенно ярко в феномене «порочного круга» при нарушениях речи, когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей общения, а невозможность общения ещё более усиливает «страх речи» и другие невротические изменения личности. Неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации, например при заикании, могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации и её сверхзначимостью для субъекта (Глозман. 2021). Причиной несформированности является противоречие между высокой мотивацией к общению и недостаточностью операциональных средств для его реализации.
Специфический характер взаимосвязи изменений личности и нарушений общения зависит от того, какое звено процесса общения (операциональное, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено (Глозман. 2017). Противоречие между операциональной и мотивационной сторонами общения при афазии или заикании или между операциональной стороной и звеном контроля при лобных поражениях мозга или синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей приводит к остановке в развитии личности и к нарушению всей системы её межличностных отношений и общения в целом. Для разрешения этого противоречия недостаточно благоприятного изменения жизненных обстоятельств, необходимо специальное психотерапевтическое и нейропсихологическое воздействие. Восстановление возможностей вербального и невербального общения способствует положительной динамике развития личности, что отражается и в её поведении, и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими.