Обусловливание
Обусло́вливание, процесс научения, понимаемый как образование условных связей (ассоциаций) между стимулами и поведенческими реакциями. При классическом обусловливании, описанном И. П. Павловым, вместе со стимулом, вызывающим определённую реакцию (пища вызывает выделение слюны), подаётся нейтральный стимул (звонок), который в результате обусловливания начинает самостоятельно запускать ту же реакцию (см. в статье Условные рефлексы). При оперантном (или инструментальном) обусловливании, описанном Б. Ф. Скиннером, желательное поведение подкрепляется наградой (нежелательное – наказанием), в результате чего вероятность желательного поведения в аналогичной ситуации увеличивается, а нежелательного – уменьшается. В бихевиоризме (и связанных с ним направлениях психотерапии, педагогики и др.) оперантное обусловливание широко применяется как основной метод модификации поведения.