Возрастной кризис
Возрастно́й кри́зис (кризис развития), переход к качественно новому этапу жизни, связанный с определённым возрастом человека.
Возрастной кризис – момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности и возникновения связанных с личностными новообразованиями проблем адаптации. Выделяют кризис новорождённости (до 1 месяца), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет), юношеский кризис, кризис середины жизни (35–45 лет) и др.
Согласно Л. С. Выготскому, у ребёнка возрастные кризисы возникают при смене одного стабильного возрастного периода другим и обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением новой ситуации, соответствующей новому уровню психического развития ребёнка. Возрастные кризисы проявляются в поведении как непослушание, упрямство, негативизм. По Э. Эриксону, переход к новой фазе развития возможен только на основе разрешения главного противоречия, свойственного предыдущей фазе, и протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но фактически выражает нормальные трудности роста. Эриксон разделил человеческую жизнь на 8 этапов, каждому из которых соответствует свой нормативный кризис.
Психология развития первой половины 20 в., занимавшаяся преимущественно детством и юностью, обычно моделировала процесс развития по образцу онтогенеза, считая его фазы и возрастные кризисы более или менее всеобщими, инвариантными. Изучение социальных факторов развития и возникновение психологии взрослости внесло в эту схему существенные коррективы. Например, кризис середины жизни, изученный Д. Левинсоном и Г. Шихи, коренится не в психофизиологии, а в изменении ролевой системы личности, связанном с достижением пика профессиональной карьеры, возникновением новых проблем в семейной жизни, пересмотром жизненных целей и др.
Понятие возрастного кризиса в современной психологии развития связано с понятием сензитивного периода, когда человек отличается повышенной чувствительностью (сензитивностью) к факторам, воздействие которых именно в данный момент развития имеет важные необратимые последствия, а также с понятием «социального перехода» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из учащихся в работающих). Нередко это оформляется специальными «обрядами перехода». Структура жизненного пути и время наступления важнейших жизненных событий и соответствующих им социальных переходов, а следовательно, и возрастных кризисов меняются из поколения в поколение, от культуры к культуре. Возрастные кризисы конкретного человека не заданы жёстко, а зависят от его жизненного пути, поворотных событий в развитии личности.