Брунер Джером
Бру́нер Джеро́м, Джером Сеймур Брунер (Jerome Seymour Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк – 5.6.2016, там же), американский психолог, один из основателей когнитивной психологии и создателей первого в мире центра когнитивной науки.
Родился в семье польских эмигрантов. От рождения бы слепым на оба глаза, в возрасте 2 лет перенёс успешную операцию по удалению катаракты, благодаря которой обрёл зрение.
Получил степень бакалавра психологии в Университете Дьюка. Защитил диссертацию по психологии в 1941 г. в Гарвардском университете. С 1952 по 1972 гг. был профессором в Гарварде. В 1960–1972 гг. возглавлял Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете. В 1972–1980 гг. – профессор в Оксфордском университете. В 1980 г. вернулся в Нью-Йорк, где сначала преподавал в Новой школе социальных исследований, а затем в Нью-Йоркском университете и Нью-Йоркской школе права.
Занимался проблемами психологии восприятия и мышления, основал психологическое направление «Новый взгляд», основной задачей которого была разработка экологического подхода к познанию с учётом мотивационно-эмоциональной сферы и системы ценностей познающего субъекта. В своей концепции развития познания синтезировал взгляды Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. В качестве ступеней развития познания предлагал рассматривать три системы представления мира: через практическое действие, через образ и через знак. Особо отмечал роль культуры в развитии познания, изучал различные формы передачи культурного опыта. Один из представителей конструктивизма в психологии, внёс существенный вклад в развитие нарративной психологии. Неоднократно обращался к проблемам педагогической психологии, стал одной из ключевых фигур реформы образования в Великобритании и США. Удостоен ряда высших научных наград в области психологии. Получил почётную степень доктора Колумбийского университета, Йельского университета, Сорбонны и др., был членом Американской академии искусств и наук.