Юность (возрастной период)
Ю́ность, возраст завершения биологического полового созревания и начала социальной интеграции во взрослую жизнь. Юность следует за подростковым возрастом, границы периода определяются приблизительно от 15 до 21–23 лет. В англосаксонской культуре сохранилась связанная с окончанием юности античная традиция определения совершеннолетия в 21 год.
К концу юности достигают полного развития многие психические функции человека (внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти и др.). Согласно Ж. Пиаже, к 14–15 годам подросток овладевает гипотетико-дедуктивным способом рассуждения, средствами комбинаторного анализа и др., в последующие годы происходит важный процесс дифференциации и специализации интеллектуальных способностей. В возрастной периодизации Д. Б. Эльконина ведущей деятельностью в период ранней юности выступает учебно-профессиональная деятельность и связанный с ней выбор профессии.
Юность – напряжённый период формирования нравственного сознания, ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения, выбора гражданской позиции личности. Складываются собственные привязанности и взгляды, не обязательно совпадающие с мнениями и ценностями родителей. Поиск своего пути в жизни предполагает интенсивное личное общение, сопоставление своих взглядов с мнениями родителей, друзей, сверстников, представителей различных социальных и профессиональных групп. Особое место в юности занимают дружба и любовь, т. е. взаимоотношения, основанные не только на общности интересов и увлечений, но и на психологической и сексуальной близости. Способность устанавливать такого рода отношения Э. Эриксон рассматривал как важное звено в цепи психологических новообразований поздней юности и периода молодости (18–25 лет), возникающее на основе выработки устойчивой личной и социальной идентичности. В то же время для этого возраста характерны проявления максимализма в критической оценке действительности, поиск собственных идеалов и способов их воплощения в реальной жизни. При неблагоприятных условиях могут возникать острые психологические конфликты, приводящие к формированию негативной идентичности и самоизоляции.
По окончании юности наступает зрелость – время наиболее полной реализации личности во взрослой жизни, решения основных жизненных задач. Характерной особенностью современного постиндустриального (информационного) общества является удлинение переходного этапа от юности к зрелости (до 30 лет и старше), появление людей типа «взрослый ребёнок» (англ. kid adult), застревающих в юношеском образе жизни и откладывающих вхождение в период зрелости на более позднее время (т. н. синдром Питера Пэна).