Этнопсихология
Этнопсихоло́гия (от греч. ἔθνος – народ, племя и психология), направление психологии, ставящее целью исследование психологии народов. Этнопсихология возникла как междисциплинарный синтез психологии с философией, лингвистикой и этнологией. Понятие «этнопсихология» было введено Г. Г. Шпетом («Введение в этническую психологию», 1927). Её предшественниками были направления, заявленные в Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft («Журнале психологии народов и языкознания», 1860–1890), выпускаемом немецкими лингвистами М. Лацарусом и Х. Штейнталем, с развернувшейся на его страницах дискуссией о путях изучения духовной жизни народа, и в «Психологии народов» В. Вундта.
Предметом этнопсихологии выступает надындивидуальная психологическая реальность, т. е. социальные феномены и «коллективные переживания» как продукт межличностных отношений, которые не принадлежат отдельному человеку и не сводятся к сумме индивидуальных переживаний.
По Г. Г. Шпету, этнопсихология – описательная дисциплина, изучающая социальные типы и «духовную коллективность» людей, принадлежащих к одной социокультурной общности; отражение исторических и политических процессов в повседневных нормах, сфере коммуникации и, главное, отношение людей к своей культуре (языку, нравам, религии, историческому наследию). Параллельно этнопсихологии, но в ином ключе, проблема социокультурной обусловленности психики человека (высшие психические функции и психологические механизмы интериоризации как преобразования культуры в мир личности) ставилась Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией в рамках зарождающейся культурно-исторической психологии.
После расстрела Г. Г. Шпета в 1937 г. этнопсихология в СССР была на десятилетия предана забвению. На западе аналогичное направление развивалось в рамках психологической антропологии и в кросс-культурных исследованиях. В отечественной науке с 1980-х гг. проблематика этнопсихологии вновь оказалась в центре научных интересов прежде всего культурно-исторической психологии, в которой шире, чем в этнопсихологии, представлен предмет исследования. В ней главным образом изучаются глобальные закономерности культурно-исторической обусловленности психики человека (проблема «представленности культуры в психике» – М. Коул, 1997) и учитываются многообразие этнокультурных феноменов и социально-историческая вариативность психологических особенностей. Всё больше внимания уделяется изучению этнотипических и социотипических проявлений личности, когда человек выступает как носитель традиционной системы ценностей и норм, представленных в его культуре, а также социокультурной вариативности когнитивных процессов.
Надындивидуальные (надсознательные) явления понимаются как усвоенные субъектом стереотипы типичного для данной общности познания и поведения, влияние которых на его поведение актуально не осознаётся субъектом и не контролируется им (А. Г. Асмолов, 2007). Идеи Г. Г. Шпета и Л. С. Выготского о культурно-исторической обусловленности психики человека и роли психологического фактора в историческом процессе нашли своё продолжение в разрабатываемом с середины 1980-х гг. историко-эволюционном подходе к пониманию человека (Асмолов).