Высшие психические функции
Вы́сшие психи́ческие фу́нкции, сложные самоорганизующиеся процессы в деятельности человека (мышление, речь, произвольное внимание, воля, воображение и др.), опосредованные знаками по своему строению и произвольные по способу своего осуществления. Высшие психические функции – одно из основных понятий культурно-исторической психологии, разработанное Л. С. Выготским и его последователями (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).
Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции имеют социальное происхождение в фило- и онтогенезе, формирование их связано с использованием не только физических, но и психических орудий – знаков. Как техника определяет форму трудовых операций, так и овладение знаками меняет протекание и структуру психических функций. Знаковое опосредование позволяет «удваивать опыт», т. е. представлять результаты деятельности, сознательно планировать действия, вычленять и обобщать сенсорный опыт (т. е. изменять механизм восприятия). Первоначально представляя собой форму совместной деятельности (например, речь возникает в форме диалога матери с ребёнком), высшие психические функции в результате интериоризации превращаются во внутренние сокращённые умственные действия.
Высшие психические функции представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из множества компонентов (например, при освоении ложки её предметный образ складывается из зрительного образа, словесного обозначения, знакомства с её предназначением), каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Динамическая организация и локализация высших психических функций меняются в ходе онтогенеза, при автоматизации, а также в зависимости от применяемых стратегий. Развитие и строение функций определяются взаимодействием разнонаправленных сил: наличного уровня развития, генетических и социальных факторов.
В нейропсихологии высшие психические функции анализируются в единстве психических и физиологических процессов, разрабатываются методы диагностики их нарушений. Путь вынесения функции вовне, превращения её во внешнюю деятельность является основным путём восстановительного и коррекционного обучения.