Вернер Хайнц
Ве́рнер Хайнц (Heinz Werner) (11.2.1890, Вена, Австро-Венгерская империя, ныне Австрия – 14.5.1964, Вустер, Массачусетс, США), австрийский, немецкий, американский психолог, исследователь в области психологии восприятия, психологии развития, сравнительной психологии, эстетики, лингвистики.
Родился в еврейской семье. Отец – Леопольд Лёбль Изак Вернер (Leopold Löbl Isak Werner, 1855–1894), коммерсант. Мать – Эмилия Вернер, урождённая Клаубер [Emilie Klauber, 1864–1931(?)]. Хайнц – второй из четырёх детей, у него была старшая сестра Фрида (1888) и младшие братья Роберт (1892) и Отто (1893). Отец умер, когда Хайнцу было 4 года, мать воспитывала детей одна на средства, оставленные отцом. Начальное и среднее образование Хайнц получил в Вене. В школьные годы проявлял интерес к естественным наукам, теории эволюции, а также к музыке, играл на скрипке.
Профессиональное становление
Окончив среднюю школу, в 1908 г. поступил в Высшую техническую школу Вены (Technische Hochschule in Wien), чтобы стать инженером. В 1909 г. перешёл в Венский университет, предполагая стать композитором и историком музыки. Во время обучения сменил направление подготовки, начал изучать философию и психологию. Уже первые публикации Вернера отличались широтой научных интересов: они касались формирования абстрактных понятий и логического мышления, феноменов зрительного восприятия, развития у детей движений, связанных с обращением внимания на объект, стадий процесса художественного творчества.
Важное значение имела статья «Набросок таблицы понятий по генетическому основанию» («Skizze zu einer Begriffstafel auf genetischer Grundlage», 1912), в которой Вернер показал, как развивается понятие на основе абстрагирования статических и динамических аспектов восприятия. Например, мяч – это статический объект сферической формы, но его можно также описать динамически, через действие с этим объектом (подбросить мяч) или при помощи акцентирования внимания на его движении (так, ребёнок прыгает, подражая мячу). Сравнительная таблица понятий в немецком и французском языках стала для автора началом его кросс-культурных исследований. Например, понятие «бумажник» во французском языке динамичное (portefeuille, буквально – неси листок), а в немецком – статичное (Brieftasche – сумка для бумаг). Вернер предполагал, что различия между культурами могут проявляться в том числе в специфических для них паттернах мышления и способах объяснения мира.
В 1914 г. Вернер получил премию Требича (Trebitsch Preis) за исследование слепого пятна (Werner. 1913). В 1914 г. в Венском университете защитил с отличием (summa cum laude) диссертацию «Психология эстетического наслаждения» («Zur Psychologie des ästhetischen Genusses», опубликована в 1916) и получил степень доктора философии.
В 1914–1915 гг. работал в Институте физиологии Венского университета, в лаборатории З. Экснера (Sigmund Exner, 1846–1926), был его ассистентом. Также работал в архиве фонограмм Императорской академии (Phonogrammarchiv der kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien). В этот период Вернер изучал музыкальные способности детей. После кратковременной военной службы (1915) перевёлся в Мюнхенский университет, где работал в Психологическом институте сначала под руководством О. Кюльпе, затем – К. Бюлера, занимался экспериментальными исследованиями мышления. Также продолжал изучение музыкального восприятия и сочинения мелодий у детей 2,5–5 лет, начатые в Венском университете. Исследовал ритмические факторы восприятия, организацию ритмических структур для тактильных, зрительных и слуховых стимулов, описал индивидуальные различия в ритмической организации восприятия в зависимости от различных установок испытуемых (Werner. 1917; Werner. 1918).
Изучая развитие понятий, Вернер в качестве важной его составляющей описал процесс дифференциации, выделения различий в том, что ранее воспринималось как идентичное (Werner. 1915). Он отмечал, что степень дифференциации характеризует уровень развития не только ребёнка (возрастные различия), но и различных культур (межкультурные различия).
Работа в Психологическом институте Гамбургского университета (1917–1933)
В сентябре 1917 г. Вернер начал работать в Гамбургском колониальном институте, в лаборатории психологии (с 1919 Психологический институт Гамбургского университета), в качестве ассистента директора лаборатории В. Штерна. В первое время Штерн и Вернер были заняты прикладными психотехническими исследованиями (например, проводили отбор тысячи женщин для работы водителем трамвая), организацией лекций для солдат, возвратившихся с войны, принимали участие в школьной реформе Германии. Они организовали базовый курс по психологии для студентов Гамбургского колониального института, и Вернер вёл активную преподавательскую деятельность.
В 1918 г. женился на Йо Гервай (Jo Gervai), занимавшейся искусством и интересовавшейся эстетикой.
В декабре 1920 г. хабилитировался в Гамбургском университете с работой «Основные вопросы психологии интенсивности» («Grundfragen der Intensitätspsychologie»), в начале 1921 г. был назначен приват-доцентом философского факультета; с 1926 г. профессор, директор лаборатории психологии развития, заместитель директора Института психологии. Одновременно выполнял обязанности соредактора журнала Zeitschrift für Psychologie («Журнал по психологии»). Читал лекции по общей и экспериментальной психологии, генетической психологии, психологии характера, психологии искусства, этнопсихологии, психологии языка.
В научном плане находился под влиянием подхода В. Штерна, предложившего новую модель психологии на пересечении гуманитарных, социальных и биологических наук, а также виталистической биологии Я. фон Икскюля и гуманистического подхода философа-неокантианца Э. Кассирера, его идей о взаимосвязи эволюции и культуры. Сотрудничал с работавшими в Гамбургском институте психологии детским психологом М. Мухов (Martha Muchow, 1892–1933) и музыкальным педагогом Г. Грунов (Gertrud Grunow, 1870–1944).
Время между 1921 и 1927 гг. можно назвать «золотым» в научной карьере Вернера (Heinz Werner and developmental science. 2004. P. 66). Он продолжил исследования зрительного, слухового и тактильного восприятия и их взаимодействия, активной обработки информации от различных органов чувств (Werner. 1922). Всё более значимыми для него становились понятие «гештальт» и процесс формирования гештальтов; этой проблеме Вернер посвятил ряд статей (Werner. Über das Problem der motorischen Gestaltung. 1924; и др.). Интерес к языку и искусству воплотился в его первой крупной работе – «Происхождение метафоры» («Die Ursprünge der Metapher», 1919), в проведённом совместно с Э. Лагеркранцем (Eliel Lagercrantz, 1894–1973) исследовании структуры слов (Werner. Experimentell-psychologische Studien ... 1924), нескольких статьях по эстетике, в том числе об эстетико-выразительных факторах речи и происхождении лирической поэзии (Werner. Die Ursprünge der Lyrik ... 1924). Другая серия исследований была посвящена процессу создания музыки; в этих исследованиях использовался звуковой вариатор В. Штерна (Werner. 1927).
В своих исследованиях и перцепции, и языка, и музыкальной деятельности Вернер отмечал, что по мере развития, помимо дифференциации, происходит движение ко всё большей структурированности. Отдельные образы интегрируются и сливаются в единую целостность (мелодию, речь). Развитие гештальтов связано с культурой, значением слов. Это особо актуально в период овладения языком, при формировании понятий в детском возрасте. Сформулированный Вернером ортогенетический (базовый и универсальный) принцип утверждает, что в процессе психического развития одновременно повышается дифференциация и структурная интеграция опыта освоения культуры.
На основе такого понимания процессов развития Вернер написал одну из самых известных своих работ – «Введение в психологию развития» («Einführung in die Entwicklungspsychologie», 1926, 2-е изд., 1933). В этой книге он показал роль сравнительных исследований, в том числе изучения «примитивных» (нем. primitive) культур для понимания процессов развития, а также привлёк материал из клинической области (например, особенности мышления при поражениях головного мозга), тем самым наметив новую в то время область патопсихологии развития. Переводы книги на испанский (1936) и английский (1940) языки способствовали международной известности автора.
В 1932 г. вышла работа «Основные вопросы физиогномики языка» («Grundfragen der Sprachphysiognomik»), в которой Вернер рассмотрел то, как человек «чувствует» и выражает слово не только звуковым образом, но и визуально и даже тактильно: лингвистическая сущность слова связана с каждой сенсорной областью. Он описывал физиогномическую визуализацию слов (например, «усталый» – дряблый, конечности висят; «горький» – сжимает рот, трясёт головой), тактильные репрезентации слов («шёлк», «шерсть») и др. Основной вывод работы состоял в том, что структуры слов и предложений имеют своё «физиогномическое» выражение.
В поздний период работы в Гамбурге (начало 1930-х гг.) Вернер занимался исследованием роли эмоций в восприятии. Кроме того, он занимался популяризацией психологии как многообещающей молодой науки, выступая на страницах газет со статьями, в которых критиковал ложных «экспертов» (например, врача, предлагавшего анализировать характер человека с помощью систематической электрической стимуляции черепа) или описывал новые возможности изучать психические отклонения, вызывая их экспериментально, например с помощью наркотических веществ.
После прихода к власти национал-социалистов (1933) Вернер и уже отправленный на пенсию В. Штерн продолжали работать, помогали молодым исследователям быстрее закончить диссертации и получить докторские степени.
Американский период жизни и профессиональной деятельности (1933–1964)
25 июля 1933 г. Вернер был уволен из Психологического института. После этого он выехал в Нидерланды, затем получил приглашение от Мичиганского университета (University of Michigan) и в октябре 1933 г. переехал в США.
В Мичиганском университете работал до июня 1936 г. Один год (с 1 сентября 1936 до 31 августа 1937) провёл в качестве приглашённого профессора в Гарвардском университете, где снова встретился с В. Штерном, опубликовал монографию о восприятии глубины («Динамика бинокулярного восприятия глубины», 1937) и важную статью «Процесс и достижение» («Process and Achievement», 1937), в которой дискутировал со специалистами в области тестирования умственных способностей, подчёркивал необходимость анализировать процесс мышления, а не только его результаты.
С сентября 1937 до конца 1942 гг. Вернер работал в качестве старшего психолога-исследователя в Центре обучения для детей с отклонениями в развитии округа Уэйн (Wayne County Training School, г. Нортвилл, штат Мичиган). Преподавал в Мичиганском университете (летние сессии, 1939–1943) и Медицинской школе Университета Уэйна (1940).
В 1942 г. жена Вернера – Йо Гервай – умерла. В 1945 г. он женился на её сестре Эрике, с которой провёл оставшиеся годы жизни. Ни в одном браке детей у него не было.
В 1943–1946 гг. занимал преподавательскую должность в Бруклинском колледже в Нью-Йорке, а также продолжал работу по изучению последствий повреждения головного мозга. Затем был приглашён в качестве профессора психологии и педагогики в Университет Кларка в Вустере, штат Массачусетс (Clark University, Worcester, MA), где проработал 17 лет, до конца жизни (с января 1947 до 1964). Его исследования по-прежнему были сосредоточены на восприятии и языке. Совместно с С. Вэпнером (Seymour Wapner, 1917–2003) выполнил долгосрочную программу исследований восприятия, под их редакцией вышла монография «Образ тела» («The Body Percept», 1964). В сотрудничестве с Б. Капланом (Bernard Kaplan, 1925–2008) осуществил программу исследования взаимосвязи языка и мышления, результаты которой представлены в книге «Формирование символов» («Symbol Formation», 1963), изданной на многих языках. Совместно с Э. Каплан (Edith F. Kaplan, 1924–2009), своей диссертанткой и сотрудницей, исследовал речевое развитие и апраксию у детей. В 1952 г. привлёк к работе в Университете Кларка Т. В. Дембо, сотрудничал с ней в ряде проектов.
В Университете Кларка организовал несколько междисциплинарных семинаров, в частности семинар по изучению метафорического языка (1953). Семинары и кафедральные заседания под руководством Вернера, как отмечают их участники, всегда проходили шумно, с бурной дискуссией, даже напряжённо, но его влияние и поддержка каждого неизменно приводили к принятию конструктивных решений. Для более эффективного управления дискуссиями Т. В. Дембо подарила Вернеру деревянный молоток аукциониста, но тот им не пользовался.
В 1955 г. получил денежный грант Фонда Форда в размере 5 тыс. долл.
В 1957 г. совместно с Л. Филлипсом (Leslie Phillips) и С. Вэпнером Вернер основал Институт человеческого развития в Кларке. Выйдя на пенсию в июне 1960 г., продолжал профессиональную деятельность в качестве председателя совета директоров этого института. В 1964 г., после кончины Вернера, институт был переименован в Институт психологии развития Хайнца Вернера (The Heinz Werner Institute for Developmental Psychology), в 1986 г. – в Институт анализа развития Хайнца Вернера (The Heinz Werner Institute for Developmental Analysis).
Почётный член общества Фи Бета Каппа (1956), почётный профессор Гамбургского университета (1957), почётный профессор Университета Кларка (1960). Член Американской академии искусств и наук (1956). По случаю 70-летия Вернера ряд выдающихся учёных опубликовали в его честь сборник «Перспективы психологической теории» (1960). Вклад Вернера в область сравнительной теории развития, а также в исследования языка и ныне признаётся учёными в различных областях психологии, эстетики, антропологии, биологии, образования, лингвистики, медицины.