Ничто
Ничто́, философское понятие, означающее отсутствие каких-либо качественных определённостей либо бытия вообще. Противоположно таким понятиям, как «нечто», «сущее», «бытие», «всё», в истории философии нередко отождествлялось с понятием небытия.
Истоки представлений о ничто восходят к таким предельным концептам, укоренённым в мистическом опыте различных религий, как нирвана и шунья («пустота») в буддизме, Сотворение мира Богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе и т. п. В древнегреческой философии проблема ничто появляется в контексте аргументов Парменида о невозможности существования небытия рядом с бытием: ничто нельзя ни помыслить, ни высказать (в полемике с этим тезисом софист Горгий осуществляет его инверсию, утверждая, что само бытие есть ничто). Как самостоятельная категория ничто впервые выступает в учении Демокрита об атомах (бытии) и пустоте (ничто – οὐδέν) как условии существования множества, движения и изменения. В онтологии Платона ничто (как «не-сущее» – μὴ ὄν) – противоположность мира идей-эйдосов, их «иное», материя для воплощения их копий (аристотелевских «форм»), т. е. чистая возможность и пассивность. В то же время у Аристотеля ничто – это не просто пустота, но «лишённость», которая тяготеет к полноте бытия. У Плотина возникает тема тождества ничто и зла: зло как отсутствие или недостаток бытия (идея, воспринятая позднее в христианской теодицее Августина).
Ничто занимает центральное место в христианском и исламском апофатическом (отрицательном) богословии (сочинения Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, Ибн Рушда, Николая Кузанского), для которого адекватным путём приближения мысли к Богу было последовательное отбрасывание определённостей, что делало тождественными для познания божественную полноту и ничто. В поздней средневековой философии встречается прямое отождествление Бога и ничто: каббала, Майстер Экхарт и идущая от него традиция немецкой мистики. В этом же русле находятся построения Я. Бёме и позднего Ф. В. Шеллинга, для которых всякое нечто есть самоограничение раскрывающегося Бога, а Бог в себе – ничто и «безосновность».
В новоевропейской философии интерес к проблематике ничто восстанавливает Г. В. Лейбниц, формулируя, в частности, фундаментальный вопрос: «почему существует нечто, а не ничто?». (Позднее Шеллинг и М. Хайдеггер будут считать его основным вопросом философии.) Г. В. Ф. Гегель в «Науке логики» отождествляет «чистое бытие» и «чистое ничто» как абстрактные моменты «становления», в процессе которого они постоянно переходят друг в друга. На рубеже 18–19 вв. формулируется понятие нигилизма (у Ф. Г. Якоби и др.), связь которого с ничто тематизируется в дальнейшем у Ф. Ницше (нигилизм как «воля к ничто») и Хайдеггера.
С упадком традиционной метафизики в 19 – начале 20 вв. интерес к проблеме ничто угасает (А. Бергсон отвергает осмысленность самого понятия ничто как «псевдоидеи»). Новое обращение к ней в 20 в. происходит в русской религиозной философии (Н. А. Бердяев и др.), протестантской диалектической теологии, немецком и французском экзистенциализме. Для Хайдеггера переживание опыта ничто является чуть ли не единственным путём обретения утраченной целостности бытия и подлинности человеческого существования («Что такое метафизика», 1929). Для Ж.-П. Сартра ничто («дыра» в бытии) приходит в мир вместе с человеком как неотъемлемая предпосылка его свободы, осознания им неидентичности своего существования («Бытие и ничто», 1943).