Эйдос
Э́йдос (греч. εἶδος, лат. forma), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков эйдос – [внешний] «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1, 94, и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной единице, русскому «вид» этимологически родственно. У Демокрита – одно из обозначений «атома», собственно «[геометрическая] форма», «фигура». У Платона (наряду с дофилософскими значениями) – синоним термина идея, трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (греч. μέθεξις), объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентной) формы», неотделимой от материального субстрата; в логике и биологии Аристотеля эйдос – «вид» (лат. species) как классификационная единица, подчинённая «роду» (греч. γένος). В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелевские эйдосы-формы – имманентными умопостигаемыми сущностями второго порядка, отражением идеи в материи (Алкиной). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в Уме-Нусе, имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) – в душе (греч. ψῡχή).
В феноменологии Э. Гуссерля эйдосы – чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.