«Национализм и культура» (Р. Рокер)
«Национали́зм и культу́ра» (англ. «Nationalism and culture»; нем. «Nationalismus Und Kultur»; исп. «Nacionalismo y cultura»), самый известный научно-публицистический труд немецкого анархо-синдикалиста Р. Рокера, впервые опубликованный в Испании в 1935–1937 гг. В этой книге Рокер обсуждает и критикует концепции религии, государственности, национализма и централизма с точки зрения анархизма.
История создания
Замысел книги возник до Первой мировой войны, когда Рокер принимал участие в еврейском рабочем движении в Лондоне и работал редактором газеты «Друзья рабочих» (Arbeter Fraint) и анархистского журнала «Жерминаль» (Germinal). Некоторые тексты, позже вошедшие в книгу, были опубликованы в это время в форме статей или эссе. Непосредственная работа над книгой началась около 1925 г. в Германии. Сначала Рокер планировал написать небольшую книгу о национализме. Но после подъёма национал-социализма Рокер сделал пессимистический прогноз относительно возможности скорого освобождения немцев от националистических идей и в 1933 г. бежал в США.
При содействии испанского анархиста Диего Абада де Сантильяна книга «Национализм и культура» вышла в издательстве Tierra y Libertad в Барселоне (в 3 томах на испанском языке, 1935–1937), однако гражданская война в Испании не дала возможности распространить тираж. В 1937 г. с помощью анархистов Чикаго (Rocker Publications Committee) Рокер начал перевод «Национализма и культуры» на английский язык. После первой неудачной попытки, по предложению Э. Гольдман за перевод взялся А. Бергер, но Рокер был крайне недоволен ни темпом, ни качеством его работы. В результате книга была опубликована на английском языке в переводе профессора Калифорнийского университета Рэя Юджина Чейза в нью-йоркском издательстве Covici-Friede. Хотя издательство разорилось сразу после издания книги, текст получил распространение и был вскоре переведён на японский, голландский, шведский, французский и португальский языки. В Германии книга вышла лишь в 1949 г. в виде 2-томника под названием «Приговор Европе» («Die Entscheidung des Abendlandes») (Wienand. 1981. S. 367, 397).
Содержание
В работе «Национализм и культура» Рокер, следуя традиции исследовательских работ П. А. Кропоткина, доказывает антагонистичность культуры и власти: доказательная база строится на примерах из многовековой истории человечества. С социалистических, гуманистических позиций он критикует этатизм, национализм, религию, централизм. Книга начинается с критики экономического материализма и ограниченности марксизма.
Рокер начинает с критики марксистского видения исторического процесса: марксизм описывает человеческое общество в экономической терминологии, игнорируя такие двигатели общественного развития, как воля к власти (понятие, позаимствованное Рокером у Ф. Ницше) и воля к свободе (Wienand. 1981. S. 368). Затем он переходит к критике религии, к возникновению института церкви, государства и борьбе между ними. Он подвергает критике учение об общественном договоре, согласно которому свобода гражданина предполагает его подчинение общему благу, воплощённому в государстве. «Таким образом, мы подходим к основам любой системы правления и признаём, что всякая политика является в конечном счёте религией и как таковая пытается удержать дух человека в цепях зависимости» (Rocker. 1937. P. 46). Национализм для Рокера является идеологией, направленной на оправдание эксплуатации человека человеком, при этом он указывает на роль философии Ж.-Ж. Руссо в формировании того, что он называет современными националистическими предрассудками (Reichert. 1976. P. 476–477). Рокер продолжает критикой различных идей о государственном устройстве и вытекающих из них теорий возникновения наций. Согласно аргументации Рокера, национализм является религией государства и противостоит культуре как выражению свободной экономической жизни общества.
Далее автор переходит к описанию истории религии как одного из инструментов контроля одних людей над другими. Реформация освободила личность от влияния Католической церкви, но подчинила её абсолютистскому государству. В эпохе Просвещения Рокер различает либеральные и демократические идеалы. Либерализм оставил правительству лишь роль «ночного сторожа» и тем самым способствовал индивидуальной свободе, в то время как демократия основана на общей воле и коллективе и поэтому является не более чем новой формой деспотизма. Эту дихотомию между авторитарными демократическими и либертарианскими идеями можно также увидеть в истории социалистического движения, утверждает Рокер. В то время как в немецком движении доминировал гегельянский марксизм, который Рокер считает авторитарной идеологией, французские социалисты находились под влиянием более либерального П.-Ж. Прудона (Vallance. 1973. P. 88; Wienand. 1981. S. 368–370).
Во 2-й части книги Рокер разоблачает мифы, служащие оправданием концепции нации, доказывая, что не нации создают государства, но, наоборот, нации создаются государствами. Нация – не естественный институт, а результат воспитания человека, во многом подобный религии: человек становится немцем, французом, итальянцем точно так же, как он становится католиком, протестантом или иудеем. Рокер отстаивает идею о том, что власть вредна для культурного развития, приводя в качестве одного из примеров Древнюю Грецию.
В заключительной части Рокер указывает на появление новых форм тоталитаризма – коммунизма и нацизма, заменивших безоговорочное доверие людей к непогрешимости Церкви верой в марксизм и расовую теорию соответственно. Эта «слепая вера широких масс... провозглашает безусловно хорошим даже самое постыдное нарушение прав человека, пока оно совершается одной конкретной стороной» (Rocker. 1937. P. 531). Рокер выступает против авторитаризма и за «федералистскую социальную организацию, поддерживаемую общим интересом всех и основанную на свободном согласии всех человеческих групп» (Rocker. 1937. P. 535).
Значение
В анархистской среде книга «Национализм и культура» получила множество восторженных отзывов и была поставлена в один ряд с лучшими работами П.-Ж. Прудона, М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина. Среди тех, на кого она оказала влияние: американский лингвист и публицист, критик современного империализма Н. Хомский, американский историк, социальный философ техники и науки Л. Мамфорд, британский философ, социальный критик и пацифист Б. Рассел.
Многие деятели науки и культуры восприняли книгу положительно, хотя и не принадлежали непосредственно к анархистскому или социалистическому движению: А. Эйнштейн и Т. Манн заявляли, что книга Рокера является очень важной и потому должна быть прочитана как можно большим количеством людей. Немецкий анархист, антимилитарист и журналист Августин Сухи заявил, что Рокер заслуживает за этот труд Нобелевской премии мира. П. А. Сорокин, хотя и не соглашался с осуждением государства как такового, признавал, что книга «Национализм и культура» содержит в себе некоторые интересные идеи. Т. С. Элиот сравнивал книгу с «Закатом Европы» О. Шпенглера (Wienand. 1981. P. 371–372).