Рокер Рудольф
Ро́кер Рудо́льф, Иоганн Рудольф Рокер (Johann Rudolf Rocker) (25.3.1873, Майнц, Гессен, ныне Рейнланд-Пфальц, Германия – 19.9.1958, Мохиган, Кромпонд, штат Нью-Йорк, США), анархо-синдикалист немецкого происхождения. Внёс важный вклад в развитие идей анархизма. Активный участник рабочего движения, член Международной ассоциации трудящихся (МАТ; исп. Asociación Internacional de los Trabajadores, AIT; нем. Internationale ArbeiterInnen Assoziation, IAA). Был последовательным критиком всех форм национализма и бо́льшую часть жизни отдал революционной борьбе.
Биография
Родился в зажиточной семье печатника-литографа, издававшего нотные сборники, Георга Филиппа Рокера (1845–1877) и Анны Маргареты, урождённой Науман (1869–1887), дочери Генриха Наумана, главы буржуазной семьи из Майнца. У семьи Рокеров были демократические и антипрусские традиции, восходящие к деду по отцу, который участвовал в Мартовской революции 1848 г. Отец умер через 4 года после рождения Рудольфа, после этого Рокерам удавалось избегать бедности только благодаря поддержке семьи его матери.
После окончания школы Рокер устроился учеником в переплётную мастерскую. Дядя и крёстный отец Рудольфа Карл Рудольф Науман, давний член Социал-демократической партии (СДПГ), заменил ему рано умерших родителей и стал образцом для подражания, руководя его интеллектуальным развитием. Благодаря обширной библиотеке К. Наумана Рудольфу оказалась доступна разнообразная литература, в том числе книги Е. Дюринга, «Отверженные» В. Гюго, традиционная социалистическая литература, «Капитал» К. Маркса, сочинения Ф. Лассаля и А. Бебеля (Graur. 1988. P. 9–17).
Под влиянием своего дяди Рокер вступил в СДПГ и стал активным членом профсоюза типографов в Майнце. В 1890 г., в процессе дебатов о тактике, которую партия выберет после отмены антисоциалистических законов, возникло радикальное оппозиционное крыло, известное как «Молодые» (нем. Die Jungen). Они не желали ждать краха капиталистического общества, предсказанного марксизмом, а хотели как можно скорее начать революцию. Хотя наиболее сильным это крыло СДПГ было в Берлине, Магдебурге и Дрездене, у него также было несколько сторонников в Майнце, среди них Рудольф Рокер. В мае 1890 г. Рокер основал кружок чтения под названием «Свобода» (нем. Freiheit) для более интенсивного изучения теории.
На съезде СДПГ в Эрфурте в 1891 г. было принято решение об исключении из партии всех фракций, склонявшихся к анархизму. После съезда репрессии по отношению к социалистам в Германии усилились. Рокер решил бежать в Париж через Франкфурт и в 1892 г. уехал во Францию.
В 1895 г. из-за роста антианархистских настроений во Франции Рокер отправился в Лондон, чтобы посетить консульство Германии и выяснить, сможет ли он вернуться на родину. Узнав, что из-за отказа нести военную службу в Германии он будет заключён в тюрьму, Рокер решил остаться в Лондоне. Он устроился библиотекарем Лондонского коммунистического просветительного общества немецких рабочих, а позже присоединился к группе еврейских анархистов «Друзья рабочих» (Арбайтер Фройнд, идиш ארבייטער פריינד), информацию о которой получил от своих французских товарищей, и быстро стал постоянным лектором на её собраниях. На одном из этих собраний в 1895 г. Рудольф Рокер встретил свою спутницу жизни Милли Виткоп.
Потеряв работу в Лондоне, Рокер в 1898 г. переехал в Ливерпуль. Там он стал редактором недавно основанной еженедельной газеты под названием «Дос Фрайе Ворт» (идиш דאָס פֿרײַע װאָרט; «Свободное слово»), печатавшейся на идише, хотя в то время Рокер ещё не владел языком. Удалось выпустить всего 8 номеров, но это побудило общество «Друзей рабочих» перезапустить собственную газету на идише под тем же названием – «Арбайтер Фройнд» (идиш ארבייטער פריינד) – и пригласить Рокера вернуться в столицу, чтобы стать её редактором (Fishman. 1974. P. 239).
В марте 1900 г. Рокер основал анархистский журнал «Жерминаль» (идиш זשערמינאל), названный в честь одноимённого романа Э. Золя, в котором публиковал материалы по теории анархизма, а также переводы европейских литературных классиков. По сравнению с «Арбайтер Фройнд» он был более теоретическим, анархистские идеи в нём применялись к анализу литературы и философии. Из-за финансовых проблем издание журнала было приостановлено в марте 1903 г. Издание было возобновлено Рокером в 1905 г. и окончательно прекращено в 1908 г.
В 1907 г. Рокер представлял английских анархо-синдикалистов на Конгрессе анархистов в Амстердаме, который провозгласил создание Анархистского интернационала. Рокер стал одним из 5 его секретарей вместе с Э. Малатестой и А. Шапиро (1907–1911).
Первая мировая война разделила анархистов и социалистов в Европе на 2 лагеря. Бо́льшая часть заняла патриотическую позицию. На анархистов большое влияние оказала позиция П. А. Кропоткина, ставшего на сторону Франции как жертвы немецкой агрессии. Рокер, присоединившийся к Э. Малатесте, Э. Гольдман и А. Беркману, оказался в меньшинстве, агитировавшем против империалистической войны по интернационалистским соображениям (Graur. 1988. P. 145).
Хотя большинство анархистов ожидало скорого окончания войны, Рокер ещё 7 августа 1914 г. в редакционной статье в «Арбайтер Фройнд» предсказал длительный период массовой бойни и напал с критикой на Второй интернационал за то, что тот не выступил против конфликта. В октябре и ноябре Рокер открыл в своей газете свободную дискуссию между сторонниками и противниками войны. Сам он в 4 статьях дебатировал с Кропоткиным, обвиняя его в радикальном империализме. Сравнивая взгляды Кропоткина со взглядами немецких социал-демократов, Рокер пришёл к выводу, что они в принципе идентичны, за исключением того, что каждый считает другую сторону врагом. Таким образом, Кропоткин в значительной степени способствовал, по словам Рокера, банкротству международной солидарности (Fishman. 1974. P. 306–307). Публичная антивоенная пропаганда и помощь немецким эмигрантам из рабочего класса, которую Рокер оказывал совместно с М. Виткоп, вызвали недовольство властей, и в декабре 1914 г. он как гражданин враждебного государства был арестован и помещён в лагерь.
Февральская революция вначале вызвала прилив энтузиазма среди интернированных, и большинство друзей Рокера отправились в Россию, чтобы принять в ней участие. Сам Рокер, после первоначального энтузиазма, был разочарован политикой Временного правительства. Несмотря на это, он обсуждал с М. Виткоп возможность поехать в Россию. Российское правительство согласилось их принять; по слухам, сам Л. Д. Троцкий телеграфировал британским властям своё согласие после прихода к власти большевиков (Graur. 1988. P. 162). Проблема была в том, что власти Британии не могли отправить Рокера в Россию как немецкого гражданина, а сам он больше всего опасался возвращения в Германию, где ему грозил арест.
Рокер вернулся в Германию в ноябре 1918 г. по приглашению Ф. Катера, чтобы восстановить Свободную ассоциацию немецких профсоюзов (нем. Freie Vereinigung deutscher Gewerkschaften, FVdG) в Берлине. FVdG была радикальной профсоюзной федерацией, вышедшей из СДПГ в 1908 г. и становившейся всё более синдикалистской и анархистской (Vallance. 1973).
В 1919 г., на 12-м национальном конгрессе FVdG, организация была переименована в Союз свободных рабочих Германии (нем. Freie Arbeiter Union Deutschlands, FAUD) и приняла новую политическую платформу – «Декларация принципов синдикализма» (нем. Prinzipienerklärung des Syndikalismus), разработанную Рокером. На конгрессе было объявлено, что FAUD строится как анархо-синдикалистская организация, отвергающая государство и парламентаризм. Осенью 1919 – в начале 1920 гг. анархо-синдикалисты организовали масштабные стачки в Руре, создали Советы в ряде городов Германии.
В 1922 г. Рокер был среди основателей Анархо-синдикалистского интернационала – международного объединения анархо-синдикалистских профсоюзов со штаб-квартирой в Берлине. Он был избран одним из 3 секретарей Берлинского интернационала и работал в секретариате МАТ.
В 1923 г. Рокер встречался в Берлине с Н. И. Махно.
В 1925 г. начал работу над одной из самых известных своих книг, «Национализм и культура», и посетил Северную Америку с лекционным туром, в ходе которого познакомился с местным анархо-синдикалистским движением. Из этой поездки он вернулся в Германию в мае 1926 г. С этого момента его начал беспокоить рост националистических и фашистских настроений в стране.
В Берлине Рокер с Виткоп оставались до пожара рейхстага в ночь с 27 на 28 февраля 1933 г. Через полгода после прихода нацистов к власти они через Швейцарию, Францию и Англию оказались в США, поселившись в общине Тованда (штат Пенсильвания). Из эмиграции Рокер пытался организовать анархо-синдикалистское подполье в захваченных фашизмом странах Европы, в частности в Испании, но без особого успеха.
В октябре 1933 г. совершил поездку по США и Канаде, читая лекции о расизме, фашизме, диктатуре и социализме на английском, идише и немецком языках. Вернувшись в Тованду летом 1934 г., Рокер начал работу над автобиографией.
В 1935 г. в Барселоне вышел первый том книги «Национализм и культура» на испанском. Рокер работал над её переводом на английский, когда в июле 1936 г. началась Гражданская война в Испании, которую он встретил с большим оптимизмом. Рокер опубликовал брошюру «Правда об Испании» и несколько статей в хронике «Испанская революция», издаваемой американскими анархистами. В 1937 г. он написал брошюру «Трагедия Испании», в которой более подробно проанализировал произошедшее. Для Рокера Гражданская война в Испании послужила историческим предзнаменованием. «Судьба Испании станет судьбой Европы», – писал он (Rocker. 1937. P. 47). «Если испанцы проиграют битву... Это станет началом нового Священного союза, началом господства террора и варварства во всём мире» (Rocker. [1936]. P. 14).
Испания была единственным местом, где анархисты пришли к власти, захватив фабрики и сельскохозяйственные общины, и приступили к созданию эгалитарного, либертарианского общества. Поэтому Испания была для Рокера «последним оплотом» анархизма, последней возможностью создать общество, основанное на анархистских принципах.
В сентябре 1937 г. Рокер и Виткоп переехали в либертарианскую коммуну Мохиган примерно в 80 км от Нью-Йорка. В том же году вышло английское издание «Национализма и культуры», а в 1938 г. книга «Анархо-синдикализм: теория и практика» с подзаголовком «Введение в тему, которой испанская война принесла огромную известность».
Во время Второй мировой войны Рокер считал, что победа Германии будет означать победу особенно жестокой и угрожающей формы варварства. На этот раз анархистам было запрещено считать исход борьбы не имеющим отношения к их делу. Такой аргумент, писал Рокер в 1941 г., «означает помощь трусливым убийцам и подготовку мира к "благословению" гитлеровского "Нового порядка". Борьба против тоталитарного рабства и его нечеловеческих зверств – первейшая обязанность нашего времени» (Rocker. 1941, цит. по Graur. P. 292). Не все анархисты разделяли убеждения Рокера, и он подвергался критике как «провоенный анархист». В 1947 г. Рокер опубликовал брошюру «Относительно ситуации в Германии» (нем. «Zur Betrachtung der Lage in Deutschland») о невозможности возникновения там нового анархистского движения. Рокер пессимистично полагал, что все молодые немцы либо насквозь циничны, либо склонны к фашизму, и был уверен, что должно вырасти новое поколение, прежде чем в стране снова сможет расцвести анархизм.
В 1949 г. Рокер опубликовал ещё одну известную работу. В серии эссе «Пионеры американской свободы» он подробно описал историю либеральной и анархистской мысли в Соединённых Штатах, стремясь развенчать идею о том, что радикальная мысль чужда американской истории и культуре и была импортирована иммигрантами (Rocker. 1949).
В день восьмидесятилетия Рокера в 1953 г. в Лондоне был устроен ужин в его честь. Поздравления, среди прочих, прислали Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Рид и Б. Рассел.
Рудольф Рокер скончался в 1958 г. в возрасте 85 лет в США, в своём доме в колонии Мохиган.
Взгляды
К анархизму Рокер пришёл после международного социалистического конгресса в Брюсселе, состоявшегося в августе 1891 г. Особенно сильное впечатление на него произвели голландские социалисты, в частности анархист Д. Ньювенгейс (сам бывший марксист). Присутствовавшие на конгрессе представители германских социалистов отказались выступить с осуждением милитаризма, что в немалой степени способствовало переходу Рудольфа Рокера на либертарные позиции.
Если сначала Рокер относился к социалистическим идеям с симпатией, то в дальнейшем вёл борьбу с влиянием марксизма и исторического материализма. Рокер разочаровался в русской революции, считая режим большевиков тиранией, установленной для уничтожения их политических противников, о чём писал в работе «Банкротство государственного коммунизма: Советы, преданные большевиками» (Rocker. 1921). Он также отвергал диктатуру пролетариата как буржуазную концепцию и признавал только децентрализованные, чисто экономические организации. Хотя идея публичной собственности на землю, средства производства и богатства недр им поддерживалась, идеи национализации и коммунистического государства он отвергал.
Себя Рокер называл «анархистом без прилагательных» и считал, что различные анархистские течения мысли представляют собой лишь различные экономические методы и что главной целью анархистов является достижение личной и социальной свободы для людей.