#Национальное сознаниеНациональное сознаниеИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегНациональное сознаниеНациональное сознаниеНайденo 8 статейПублицистическая литератураПублицистическая литература «Нации и национализм» (Геллнер)«На́ции и национали́зм», книга чешско-британского социального антрополога и философа Э. Геллнера, в которой исследуется природа нации и национального государства и предлагается объяснение популярности этих форм человеческой общности в современном мире. В книге Геллнера дан ответ на вопрос, почему и как произошёл «переход от мира, который не только не пытался воспользоваться националистическим идеалом, но даже не решался его выразить» (Геллнер. 1991. С. 232–233), к эпохе, когда национализм стал считаться идеалом.Термины Традиционные ценностиТрадицио́нные це́нности, специфический, характерный для конкретной общественно-исторической формы социальной организации набор нормативных требований, служащий основой нормативной регуляции социальной жизни. Традиционные ценности характеризуются следующими чертами: 1) имеют истоки в прошлом и должны рассматриваться как результат исторического саморазвития ценностной системы общества; 2) должны рассматриваться в качестве базовых, фундаментальных и системообразующих для функционирования общества ценностей; 3) служат основой идентификации личности и общества в системе взаимоотношений с другими личностями и обществами.Публицистическая литература «Национализм и культура» (Р. Рокер)«Национали́зм и культу́ра», самый известный научно-публицистический труд немецкого анархо-синдикалиста Р. Рокера, впервые опубликованный в Испании в 1935–1937 гг. В этой книге Рокер обсуждает и критикует концепции религии, государственности, национализма и централизма с точки зрения анархизма и доказывает, что нация не естественный институт, а результат воспитания человека, во многом подобный религии.Научные произведения «Нации и национализм после 1780 года»«На́ции и национали́зм по́сле 1780 го́да», сочинение британского историка-марксиста Э. Хобсбаума, вышедшее в 1990 г. По мнению Хобсбаума, понятия нации и национализма носят искусственный характер и не столько обусловлены языком или происхождением, сколько сконструированы государством, а влияние национализма на политику было кратковременным взлётом примерно с середины 19 до середины 20 вв. Критики отмечали, что в выводах было отражено личное, политически ангажированное отношение автора к предмету.Термины Национальная идеяНациона́льная иде́я, обобщённое коллективное представление нации (народа) о фундаментальных свойствах своего национального характера, особенностях своей политической системы, роли в истории, месте среди других народов, целях и задачах своего исторического развития. Термин «национальная идея» встречается главным образом в отечественной литературе, а также в работах авторов постсоветского пространства. Понятие «национальная идея» не является научным, поскольку представляет собой идеологический конструкт, призванный переформулировать термин «государственная идеология», сделав его более приемлемым и привлекательным для некоторой части населения. В англоязычной литературе термин «national idea» практически не используется, за исключением случаев, когда исследование посвящено изучению идеологий на постсоветском пространстве. Президент России В. В. Путин считает, что национальной идеей России может быть только любовь к общей многонациональной Родине: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (Сайт Президента России. 2016).Социальные явления, процессы КонспирологияКонспироло́гия, теория, приписывающая все беды – например, политические и экономические, – подрывной деятельности могущественных сил или тайных обществ, ставящих своей целью захват власти над миром или плетущих разнообразные интриги с теми или иными скрытыми умыслами. Иначе – теория заговора. Теория заговора опирается, с одной стороны, на веру и эмоции, а с другой – на слухи и фальшивки. Развитие конспирологической традиции шло от религиозного объяснения к секуляризованному, рационалистическому. Благоприятные обстоятельства для неё стали складываться в условиях массового общества во второй половине 19 в., а её расцвет приходится на 20–21 вв.Летописцы, хронисты, мемуаристы Паисий ХиландарскийПаи́сий Хиланда́рский (1722–1773), первый историк эпохи Болгарского возрождения 18 в., идеолог зарождавшегося болгарского национально-освободительного движения. В 1745 г. принял монашеский постриг в Хиландарском монастыре на Афоне. Автор «Истории славяно-болгарской о народе, о царях и о святых болгарских» (1762), в которой подробно изложил историю Первого и Второго Болгарских царств, а также культурные достижения болгар до турецкого завоевания и выдвинул идею восстановления самостоятельного Болгарского государства. В 1962 г. канонизирован Болгарской православной церковью.Социальные явления, процессы Негативная идентичностьНегати́вная иденти́чность, форма личной и коллективной идентичности, которая предполагает идентификацию «от противного» и формулирует противопоставление «мы – они». Хотя обычно негативная и позитивная идентичности сосуществуют, первая преобладает в сообществах определённого типа (тоталитарные государства), а также в периоды становления или кризиса практически любого сообщества, причём в обоих случаях может легитимировать или провоцировать насилие. Данное понятие используется в основном в социологии, но также в социальной психологии.