Гольдман Эмма
Го́льдман Э́мма (Emma Goldman) (15(27).6.1869, Выгодичи под Ковно, Ковенская губерния, Российская империя, ныне Каунас, Литва – 14.5.1940, Торонто, Канада), американская анархистка и общественная деятельница.
В 16-летнем возрасте эмигрировала в США из Российской империи. Основательница (в 1906) и первая редакторка* журнала Mother Earth («Мать Земля»), освещавшего вопросы рабочей культуры, женского движения, критики государственного управления. В 1908 г. за политический активизм Гольдман была лишена американского гражданства. После начала Первой мировой войны постоянно выступала с осуждением захватнической политики всех стран – участниц войны, привлекая широкую аудиторию к анархизму как пацифистской философии, наделяющей индивидуальную человеческую жизнь высшей ценностью. Гольдман участвовала в организации антивоенных стачек в США, призывая к уклонению от призыва. В июне 1917 г. была заключена в тюрьму, в 1919 г., после освобождения, была подвергнута депортации в Советскую Россию. В 1921 г. Гольдман покинула Советское государство из-за несогласия с притеснениями анархистов и ограничениями свободы слова. После пребывания в России Гольдман критиковала политический курс советского руководства, указывая на выхолащивание значения социальной революции в большевистской практике. Не имея возможности вернуться на постоянное жительство в США, Гольдман активно участвовала в деятельности международных органов анархистского движения. В 1937 г. предприняла попытку организации в Британии анархо-синдикалистского союза для поддержки испанских республиканцев. Последние годы жизни провела в основном во Франции, Великобритании и Канаде, посещала республиканскую Испанию.
Гольдман относится к числу наиболее значительных представительниц международного анархизма. В конце 19 – начале 20 вв. Гольдман приобрела широкую известность в США, активно выступая по вопросам теории анархизма, положения женщин, социальной революции, литературы и искусства. Примкнув к деятельности Лиги в защиту свободы слова, Гольдман внесла ключевой вклад в расширение рамок публичной дискуссии по многим вопросам личной и общественной жизни. Ей принадлежит пионерская роль в утверждении репродуктивных прав женщин и необходимости сексуального просвещения (контроль рождаемости, контрацепция, распространение научной и популярной литературы о правах женщин). Гольдман анализировала также проблемы брачно-семейных отношений в терминах социально-политических и экономических проблем капиталистического общества, отмечая недопустимость подмены свободного выбора женщины и мужчины практикой заключения брака как своего рода экономического соглашения. Она отстаивала концепцию свободного воспитания детей, которые, не подвергаясь избыточной опеке со стороны родителей, получают возможность свободного духовного развития (Goldman. 1969). В своих статьях и выступлениях она указывала на репрессивный характер многих социальных институтов современности. Согласно Гольдман, в условиях сохранения частной собственности невозможно полноценное развитие телесных и душевных сил человека, стесняемых стремлением к личной выгоде. Любое организованное правительство в условиях капитализма так или иначе защищает собственность и, соответственно, преграждает путь к развитию человека и человечества (Goldman.1969).
Деятельность Гольдман сыграла решающую роль во включении анархизма в контекст общественно-политических дебатов в США, её наследие во многом стимулировало дальнейшее развитие анархо-феминизма и квир-движения.
* Феминитив употреблен по настоянию автора для более точной передачи позиции Э. Гольдман.