Налоговые правоотношения
Нало́говые правоотноше́ния, вид финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права и возникающих в сфере установления и введения в действие налогов и сборов, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий/бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (Краткий юридический словарь. 2019. С. 315; Налоговое право. 2020. С. 299).
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ) можно выделить следующие группы налоговых правоотношений:
установление налогов и сборов;
введение налогов и сборов;
взимание налогов и сборов;
осуществление налогового контроля;
обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень является исчерпывающим.
Правоотношения по поводу установления налогов, т. е. по определению элементов их юридического состава, предшествуют правоотношениям по взиманию налогов. Установление и введение налогов в действие обусловливает возникновение отношений между представительными (законодательными) и исполнительными органами власти на уровне РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Компетенция данных органов установлена законодательством и охватывает вопросы разработки проектов нормативных правовых актов о налогах и сборах, их рассмотрении и утверждении, а также вопросы разграничения предметов ве́дения Российской Федерации и субъектов РФ, правового статуса муниципальных образований в налоговой сфере.
Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов с физических лиц и организаций, установленных и введённых в действие в законном порядке, которые в дальнейшем поступают в бюджеты в качестве их доходов, предназначенных для выполнения стоящих перед государством и муниципальными образованиями целей и задач. Уплата налогов в данном случае удовлетворяет интересы всех членов общества, а значит, обязанность платить налоги носит публично-правовой, а не частноправовой характер.
Обязанность налогоплательщика внести в федеральный, региональный, местный бюджет денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки взаимосвязана с обязанностью компетентных органов обеспечить уплату налогов.
Основные участники данных правоотношений – налогоплательщики и налоговые органы. Так, налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законодательства о налогах и сборах, а налоговые органы обязаны контролировать выполнение этой обязанности и в необходимых случаях имеют право действовать властно-обязывающим образом (привлекать к ответственности и применять меры принуждения) в установленном законом порядке. Налогоплательщики, в свою очередь, имеют право оспаривать законность действий налогового органа в административном или судебном порядке.
Налоговые правоотношения отличаются следующими характеристиками:
публично–правовой характер, поскольку одним из участников является публичный субъект в лице уполномоченных органов государственной власти или должностных лиц;
властный характер отношений, обусловленный наличием у налоговых органов властных полномочий в сфере взимания налогов и привлечения к ответственности;
обязательность уплаты налогов, установленная законом, поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно, что является определяющим для возникновения, изменения или прекращения правоотношения;
денежный характер, обеспечивающий доходную часть бюджетов всех уровней.
Налоговое правоотношение состоит из следующих элементов: субъект, объект и содержание.
Объект налогового правоотношения – то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение, – налог или сбор, порядок установления и взимания которого определяется законодательством о налогах и сборах.
Субъектом налогового правоотношения является лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей.
Под содержанием налогового правоотношения понимаются взаимные права и обязанности субъектов правоотношения. Основное содержание образуется односторонней обязанностью налогоплательщика внести в государственный бюджет установленную денежную сумму.
Правам и обязанностям налогоплательщиков и плательщиков сборов посвящена гл. 3 НК РФ. В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:
получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов; формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления об уплате налогов и др.
К числу основных обязанностей налоговых органов относятся:
соблюдение законодательства о налогах и сборах;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
ведение в установленном порядке учёта налогоплательщиков;
соблюдение налоговой тайны.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
При характеристике участников налоговых правоотношений следует различать: субъектов налогового права – лиц, обладающих правосубъектностью и потенциально способных быть участниками налоговых правоотношений; субъектов налоговых правоотношений – реальных участников конкретных налоговых правоотношений.
В рамках налоговых отношений субъекты могут выполнять разные функции и выступать в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, налоговых представителей, поэтому действующее налоговое законодательство позволяет выделить 4 основные группы субъектов налогового права:
1. Государственные органы, устанавливающие и регулирующие механизм налогообложения: налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы.
2. Налогоплательщики – физические лица, организации, индивидуальные предприниматели, плательщики сборов, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги (абзац 1 ст. 19 НК РФ).
3. Лица, содействующие уплате налогов, – обязанные лица, от действий которых зависят надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных налоговых органов, а также лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления и уплаты соответствующих налогов и сборов [нотариусы, кредитные организации (банки), налоговые агенты и т. п.], а именно:
налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ);
лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния, банки и т. д:
лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах, имеющих значение для налогообложения (нотариусы) и предоставляющие прочие данные для целей налогообложения (регистрирующие органы, органы лицензирования, банки);
лица, обеспечивающие перечисления налогов (банки);
лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, органы внутренних дел, банки).
В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например: экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей, понятых. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля.
4. Налоговые представители – лица, выступающие в налоговых правоотношениях от имени налогоплательщика (гл. 4 НК РФ).
Итак, субъектами налоговых правоотношений (участниками) в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и/или сборы;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти – Федеральная налоговая служба, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти – Федеральная таможенная служба, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
В ранее действующей редакции НК РФ участниками также признавались:
государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов приём и взимание налогов и/или сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК;
органы внутренних дел.
Также важно упомянуть в качестве возможных субъектов налоговых правоотношений иные законодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления (например, Правительство РФ, Президента РФ, Федеральное Собрание РФ).
Итак, налоговые правоотношения складываются между различными категориями субъектов, но основные группы субъектов – налогоплательщик и налоговые органы.