Налоговая система
Нало́говая систе́ма, совокупность урегулированных нормами права отношений по установлению и взиманию налогов, сборов, иных обязательных налоговых платежей.
Налоговая система любого государства характеризуется набором взаимосвязанных элементов, образующих её состав: плательщики налогов, сборов и иных обязательных платежей; налоговые органы; система обязательных налоговых платежей; структура и принципы функционирования налоговой системы.
Налоговая система отражает соотношение экономических и политических факторов, сложившихся в сфере налогообложения, определяющее возможность (потребность) государства в изъятии части имущества граждан и организаций и согласие (возможности) последних на такое отчуждение в пользу публичного субъекта. В современных условиях налоговая система является основным источником доходов бюджетов. В то же время государство может использовать и иные (гражданско-правовые) методы формирования бюджетных доходов (арендные платежи, доходы от продажи публичного имущества и др.). Налоговые доходы не исчерпывают всего перечня источников доходов, но формируют бо́льшую часть их объёма.
Налоговая система России
Налоговая система РФ включает в себя совокупность элементов, объединяющих обязанных лиц (налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов); уполномоченные органы (налоговые, таможенные органы) и налоги, сборы, страховые взносы, взимаемые на территории РФ. Регулируется налоговая система актами представительных органов власти – Налоговым кодексом РФ (НК РФ), а также рядом иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований в пределах, предусмотренных НК РФ.
Действие налоговой системы основано на конституционных положениях и ряде принципов (основных начал). Так, положения ст. 57 Конституции РФ предусматривают обязанность каждого гражданина уплачивать законно установленные налоги и сборы. Конституционное требование законности установления налогов и сборов реализовано в положениях НК РФ, в том числе в установлении основных начал налогового законодательства (ст. 3 НК РФ). Принципы налоговой системы РФ относятся к различным аспектам налогообложения: базовыми являются характеристики всеобщности и равенства в налогообложении; при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не могут устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. НК РФ не допускает существования налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Важнейшим конституционно значимым правилом является запрет, адресованный публичным субъектам на установление и взимание налогов, сборов, иных платежей, которые обладают признаками налоговых платежей, но не предусмотрены в НК РФ. Своеобразной гарантией защиты прав налогоплательщиков выступает требование об обязательном определении всех элементов налога (объект, налоговая база, ставки и др.) и требование ясности налогового законодательства – законы должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Завершает систему принципов налоговой системы положение о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (Гаджиев. 1998).
Совокупность взимаемых в России налогов, сборов, страховых взносов образует трёхуровневую систему, включающую в себя федеральные налоги и сборы; региональные налоги; местные налоги и сборы. Структура системы налогов и сборов соответствует бюджетной системе РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ) и обусловлена федеративным государственным устройством России. Страховые взносы уплачиваются в бюджеты государственных внебюджетных фондов, входящие в бюджетную систему РФ – Фонд пенсионного и социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Деление всех обязательных платежей на федеральные, региональные и местные приводит к обособлению публичных полномочий и образованию налоговой компетенции федеральных органов публичной власти, публичных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Налоговая компетенция основывается на базовом подходе – государственные и муниципальные органы регулирует те налоги, которые относятся к данному уровню публичной власти. Вместе с тем необходимость обеспечения единства государственного механизма и бюджетной системы РФ, защиты прав налогоплательщиков приводит к более сложному механизму распределения регулирования взимания налогов и сборов. На федеральном уровне НК РФ урегулированы в полном объёме федеральные налоги и сборы, а также регламентированы важнейшие моменты взимания региональных и местных налогов и сборов, а именно – определены плательщики, объект и налоговая база, порядок определения ставок.
К федеральным налогам относятся обязательные к уплате на всей территории России: налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ); акцизы (гл. 22 НК РФ); налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ); налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ); налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ); налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (гл. 25.4 НК РФ); водный налог (гл. 25.2 НК РФ); налог на сверхприбыль (Федеральный закон от 4 августа 2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль»). Кроме налогов, к федеральным относятся обязательные сборы – государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ); сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ). Наконец, к федеральным относятся платежи, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов, – единый сельскохозяйственный налог; упрощённая система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения (ст. 18 НК РФ).
НК РФ допускает возможность установления налога в режиме эксперимента: именно таким является налог на профессиональный доход, получивший в средствах массовой коммуникации наименование «налог на самозанятых» (Федеральный закон от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"»). По данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 29 февраля 2024 г. этой возможностью воспользовались уже 9 719 285 граждан (Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»). Его привлекательность объясняется в том числе тем, что он является примером использования цифровых технологий в сфере налогообложения – налог может быть уплачен через специальное приложение в мобильном телефоне.
К региональным относятся 3 налога: налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ), налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ), транспортный налог (гл. 28 НК РФ). Региональные налоги устанавливаются законами субъектов РФ, которыми в соответствии с НК РФ определяются правила введения налогов, а также налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут быть установлены особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными являются земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Муниципальными представительными органами определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов. Органы местного самоуправления могут принять решение о введении на территории муниципального образования торгового сбора (гл. 33 НК РФ). Полноценное регулирование региональных и местных налогов и сборов осуществляется положениями НК РФ и законами субъектов РФ (актами представительных органов местного самоуправления).
Перечень налогов и сборов, обязательных к уплате на территории России, неоднократно менялся: до 2010 г. взимался федеральный единый социальный налог, до 1 января 2004 г. – региональный налог с продаж. В ст. 13 НК РФ были представлены налоги, которые не были введены и не взимались, остались лишь в истории налоговой системы РФ – экологический налог, лесной налог, налог на доходы от капитала; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, к числу федеральных налоговых платежей относились таможенная пошлина и таможенные сборы, которые с 2005 г. остались обязательными фискальными платежами, но в режиме неналоговых платежей (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).
Налоговая система РФ – относительно молодое образование, она сложилась на рубеже веков на основе положений НК РФ и в течение последних 20 лет оставалась достаточно устойчивой и стабильной, не меняясь в ключевых моментах, подвергаясь при этом постоянным корректировкам.
Налоговые системы зарубежных стран
Налоговые системы большинства развитых зарубежных стран включают в себя одни и те же элементы – плательщиков налогов, налоговые и иные уполномоченные в налоговой сфере органы, систему взимаемых налогов и сборов, распределение налоговой компетенции по уровням публичной власти. В силу исторических особенностей налоговые системы различаются принципами построения и функционирования; конституционно-правовым статусом налоговых обязанностей; пониманием налоговых и неналоговых платежей; выделением парафискалитетов и др. Отличаются налоговые системы федераций и унитарных государств, федеративные налоговые системы дополняются разграничением налоговых полномочий и распределением налоговых поступлений в различные бюджеты. На налоговые системы мусульманских государств влияют признаваемые нормы исламского права; на налоговые системы европейских государств – интеграционные процессы Европейского союза. Вместе с тем при всех национальных особенностях налоговых систем их структура и набор неизбежных составляющих оказываются достаточно предсказуемыми и сопоставимыми.