Штейнберг Эдуард Аркадьевич
Ште́йнберг Эдуа́рд Арка́дьевич (3.3.1937, Москва – 28.3.2012, Париж), российский живописец, график, почётный член Российской академии художеств (2008). Представитель московского нонконформизма.
Родился в семье поэта, переводчика, художника Аркадия Акимовича Штейнберга (1907–1984); брат Штейнберга – Борис Аркадьевич (Борух) Штейнберг (1938–2003), художник-нонконформист.
Э. А. Штейнберг посещал художественный кружок при московском Доме культуры, с конца 1950-х – начала 1960-х гг. обучался живописи и графике самостоятельно, копируя рисунки старых мастеров, подражая В. Ван Гогу, фовистам. В 1954–1961 гг. жил в Тарусе, где в мае 1961 г. с его участием состоялась одна из первых выставок представителей художественного нонконформизма. В 1961 г. вернулся в Москву, устроился рабочим в Московский художественный институт.
В начале 1960-х гг. выполнил серию белых фактурных абстракций нитрокраской, которые позднее уничтожил. В 1-й половине 1960-х гг. в творчестве Штейнберга (в первую очередь в цикле картин с женскими фигурами в пейзаже) впервые проявилось влияние русского символизма (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). С 1965 г. палитра картин Штейнберга стала заметно светлее и приобрела перламутровый оттенок; цикл композиций с камнями, раковинами, черепами животных, силуэтами мёртвых птиц и рыб (1965–1971) созвучен традициям сюрреализма (И. Танги), метафизической живописи, особенно творчеству Дж. Моранди, а также работам художников «метафизического направления» – Д. П. Плавинского, Д. М. Краснопевцева, В. Г. Вейсберга.
В конце 1960-х гг. сотрудничал с журналами «Знание – сила», «Вокруг света» и другими изданиями, оформлял спектакли в кукольном театре. С конца 1960-х гг. наряду с И. И. Кабаковым, В. Д. Пивоваровым, Э. В. Булатовым Штейнберг входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства.
В «белый метагеометрический период» (1970–1985) Штейнберг создавал абстрактные композиции из геометрических фигур (крест и др.) и объёмов на светлом фоне; они прежде всего основаны на пластическом языке супрематизма К. С. Малевича, но содержательно обусловлены мистическими идеями литературного символизма (В. И. Иванов, А. А. Блок), русской религиозной философией 2-й половины 19 – начала 20 вв. (В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков), частично – религиозно-философскими сочинениями Е. Л. Шифферса. Произведения Штейнберга подчёркнуто медитативны, их личное для Штейнберга религиозное и философское содержание выражено на символическом уровне: «Композиция (памяти Николая Фёдорова)» (1972, Третьяковская галерея, Москва), «Композиция (памяти Казимира Малевича)» (1978) и др. В 1977 г. произведения Штейнберга были показаны на Венецианской биеннале.
В «Деревенской серии» (1985–1990) Штейнберг обратился к национальной традиции: вводил в работы композиционные приёмы иконописи и фигуративные элементы, светлый колорит сменил на тёмный, с преобладанием чёрных и тёмно-охристых тонов, в художественно-пластическое пространство внедрял слова и фразы: «Живые и мёртвые» (полиптих; 1985, Музей Людвига, Кёльн), «Зайцевы» (1986, Музей Висбадена).
В поздних работах Штейнберг вернулся к «метагеометрии», сохранив контрастную палитру «деревенского цикла» («Композиция», 2001, частное собрание).
С 1992 г. жил в Париже, посещал Тарусу и Москву.
Награждён орденом Дружбы (2008).