Волчек Галина Борисовна
Во́лчек Гали́на Бори́совна (19.12.1933, Москва – 26.12.2019, там же), российский режиссёр, актриса, народная артистка СССР (1989), Герой Труда Российской Федерации (2017).
Дочь оператора и режиссёра Б. И. Волчека.
В 1955 г. окончила Школу-студию МХАТ (мастер курса А. М. Карев).
В 1956 г. среди организаторов театра «Современник» (первоначально «Студия молодых актёров», с 1957 театр-студия «Современник», с 1965 театр), который во главе с О. Н. Ефремовым стал выразителем идей поколения «оттепели».
С первой же роли в «Современнике» (Нюрка-хлеборезка – «Вечно живые» В. С. Розова, 1956) заявила о самобытной актёрской индивидуальности. В 1956–1984 гг. сыграла здесь более 20 ролей: Первая Фрейлина («Голый король» Е. Л. Шварца, 1960), Грачиха («Без креста» по В. Ф. Тендрякову, 1963), Продавщица («Всегда в продаже» В. П. Аксёнова, 1965), мисс Амелия Ивенс («Баллада о невесёлом кабачке» Э. Олби, 1967), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1983), Марта («Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби, 1984) и др.
В 1961 г. пробует себя в качестве режиссёра: по просьбе актёров труппы создала собственную редакцию поставленного в 1959 г. Ефремовым спектакля «Пять вечеров» А. М. Володина (впоследствии спектакль играли в двух редакциях).
После первого самостоятельного режиссёрского опыта – «Двое на качелях» У. Гибсона (1962) – стала заметной фигурой нового театра. Постановка вызвала широкий резонанс в театральной Москве. Следующая работа – «Обыкновенная история» по роману И. А. Гончарова (1966) – первая инсценировка классического произведения в театре «Современник» (Государственная премия СССР, 1967). В спектаклях проявились основные черты режиссёрского стиля: масштабность, очевидная гражданская позиция, внимание к сложному внутреннему миру человека, эмоциональная открытость. Сторонница метода погружения в материал будущего спектакля, вместе с артистами изучала жизнь героев пьес в цехах автозавода («Погода на завтра» М. Ф. Шатрова, 1973), в ночных ресторанах («Звёзды на утреннем небе» А. М. Галина, 1989), в качестве консультантов приглашала людей, прошедших ГУЛАГ («Крутой маршрут» по Е. С. Гинзбург, 1989), документалистов, снимавших фильмы в зоне боевых действий («Три товарища» по Э. М. Ремарку, 1999), и др.
Среди других постановок (всего за 62 года в «Современнике» их было более 30), вошедших в золотой фонд отечественного театра: «Большевики» М. Ф. Шатрова (совместно с Ефремовым, 1967), «На дне» М. Горького (1968), «Эшелон» (1975) и «Спешите делать добро» (1980) М. М. Рощина, «Плаха» по Ч. Т. Айтматову (1988), «Три сестры» А. П. Чехова (1982), «Вишнёвый сад» Чехова (1976, 1997), «Игра в джин» Д. Л. Кобурна (2013).
В течение всего советского периода спектакли пробивались к зрителю через цензурные запреты. Так, премьера спектакля «Большевики» состоялась только после того, как Волчек и Ефремов добились приёма у министра культуры СССР Е. А. Фурцевой, и та под личную ответственность сняла с пьесы запрет Главлита. Волчек отказалась ехать на гастроли в Швецию в знак протеста против действий Комитета государственной безопасности СССР, запретившего выезд актёрам И. В. Кваше и В. И. Гафту.
После ухода Ефремова в Московский Художественный академический театр (1970), по настоянию труппы, Волчек назначена на пост главного режиссёра театра «Современник» (1972–1989; в 1989–2019 художественный руководитель). Продолжала строить театр в системе координат, заданных учителем – Ефремовым: художественная правда, гражданственность, ансамблевый театр. Под её руководством творческий путь начинали режиссёры В. В. Фокин, И. Л. Райхельгауз, позднее – Е. И. Половцева, Е. М. Перегудов, К. А. Вытоптов. Впервые вывела на отечественную сцену пьесы уральского драматурга Н. В. Коляды («Мурлин Мурло», 1990; «Мы едем, едем, едем…», 1996; «Заяц love Story», 2007). В центре внимания всегда оставался человек с его проблемами, болью и неизменным желанием любви, личного, пусть и маленького, счастья. С именем режиссёра прочно ассоциируются имена таких актрис, как Т. Е. Лаврова, Н. М. Дорошина, М. М. Неёлова, Е. А. Яковлева, Ч. Н. Хаматова. Заметные роли в постановках сыграли Е. А. Евстигнеев, М. М. Козаков, О. И. Даль, О. П. Табаков, А. Н. Леонтьев, А. В. Мягков, С. Л. Гармаш и др.
Первый советский режиссёр, приглашённый на постановки в США во времена сложных политических отношений между двумя странами: в театре «Элли» (Хьюстон, штат Техас) в 1978 г. поставила спектакль «Эшелон» Рощина. «Современник» стал первым после знаменитого гастрольного турне МХАТа (1924) театром, игравшим в Нью-Йорке на Бродвее («Три сестры», «Вишнёвый сад» и «Крутой маршрут», 1996–1997). Бродвейские гастроли театра отмечены престижной общенациональной наградой США в области драматического театра – премией «Драма Деск».
Среди других постановок за рубежом: «Эшелон» Рощина (1980), «Спешите делать добро» (1981) – Национальный театр Венгрии (Печ), «Вишнёвый сад» Чехова (1983, Национальный театр Германской Демократической Республики, Веймар).
Работала в Чехословакии, Финляндии, Ирландии, Болгарии и др.
В кино дебютировала в 1957 г. в фильме «Дон Кихот» ролью Мариторнес – простой и грубой женщины с добрым сердцем. В дальнейшем в советском кино стала главной исполнительницей характерных ролей хамоватых, скандальных, мужиковатых, зачастую злых и всегда несчастливых женщин («Сотрудник ЧК», 1963; «Строится мост», 1966; «Берегись автомобиля», 1966; «Первый курьер», 1968; «Свой», 1969; «Король Лир», 1970; «Моя судьба», 1973; «Маяковский смеётся», 1976; «Волны Чёрного моря», 1975). Начиная с ролей Ведьмы («Русалочка», 1976) и Волчицы, атаманши разбойного клана («Про Красную Шапочку», 1977), героини обретали всё более драматические и трагикомические черты, вызывая сочувствие и жалость. С особенной остротой и в то же время тонким пониманием актриса воплотила образ неприкаянной, одинокой переводчицы Варвары, бездарной, недалёкой, но независтливой и незлобивой («Осенний марафон», 1979). В дальнейшем редко появлялась на экране («Уникум», 1983; «Тевье-молочник», 1985). Последняя роль – камео в фильме «Таинственная страсть» (2015).
Поставила фильмы: «Обыкновенная история» (1970), «Домби и сын» (1974, совместно с Фокиным).
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2002). Премия города Москвы в области литературы и искусства (2013). Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия», Международная премия Станиславского (обе – 2002). Премия имени Г. А. Товстоногова (2006). Премия «Звезда театрала» (2011). Российская национальная театральная премия «Золотая маска» «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2014).
Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1996), 2-й (2003), 1-й (2008), 4-й (2014) степени, Дружбы народов (1993).