Тендряков Владимир Фёдорович
Тендряко́в Влади́мир Фёдорович (5.12.1923, деревня Макаровская, ныне в составе Шелотского сельского поселения, Верховажский район, Вологодская область – 3.8.1984, Москва), русский писатель, сценарист.
Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (радист стрелкового полка), ранен под Харьковом, демобилизован. Работал учителем в посёлке Подосиновец Кировской области, затем секретарём Подосиновского райкома комсомола. Колхозная жизнь послевоенного времени стала одной из ведущих тем творчества.
С 1945 г. в Москве. Окончил Литературный институт имени А. М. Горького (1951, семинар К. Г. Паустовского). Дебютировал рассказом «Дела моего взвода» (1947, «Альманах молодых писателей»), отразившим военные впечатления. Публиковался в журналах «Огонёк» (в 1951–1953, внештатный корреспондент) и «Смена»: рассказы «Однажды вечером» (Огонек. 1952. № 1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952. № 5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. № 34), «В одной семье» (Смена. 1952. № 21) и др.
Центральная тема творчества – социальные конфликты и проблема нравственного выбора человека в сложных жизненных обстоятельствах (ведущий приём – покаяние прозревшего героя). В отличие от многих своих современников писатель отказался от статичного образа положительного героя в духе социалистического реализма. Герой Тендрякова «человек "становящийся", пребывающий в нравственно-онтологическом поиске» (Шустер. 2008. С. 84): повести «Падение Ивана Чупрова» (1953), «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февраля), «Не ко двору» (Новый мир. 1954. № 6; экранизация М. А. Швейцера «Чужая родня», 1955), «Ночь после выпуска» (1974), «Затмение» (1977), «Весенние перевёртыши» (1973, экранизация Г. Л. Аронова, 1974) и др.
В 1956 г. в журнале (Новый мир. № 2, 3) опубликована повесть «Саша отправляется в путь», посвящённая проблемам сельской жизни. По мнению литературного критика Н. Ф. Далады, Саша Комелев – вовсе не главный герой, а скорее «зеркало, в котором отражаются как светлые, так и теневые стороны» жизни. Гораздо более важен образ секретаря райкома Павла Мансурова – мещанина-карьериста, который «"окультурился", "вырос" из старинного сундука, приобрёл внешний лоск и новые привычки и... потянулся к власти» (Далада. 1963. С. 53, 52).
Экранизация повести («Тугой узел», режиссёр М. А. Швейцер; актёрский дебют в кино О. П. Табакова) вызвала недовольство партийного руководства, на собрании парткома «Мосфильма» (4 января 1957) фильм был признан «идейно порочным», отправлен на переработку и вышел на экраны под названием «Саша вступает в жизнь» (1957). Изначальная версия и прежнее название ленты восстановлены в 1988 г.
В рамках хрущёвской антирелигиозной кампании создал повести «Чудотворная» (Знамя, 1958; экранизация В. Н. Скуйбина, 1960), «Чрезвычайное» (Наука и религия, 1961, № 7, 9, 10, под названием «Чрезвычайное происшествие»). В дальнейшем мировоззрение писателя несколько изменилось: так, в повести «Апостольская командировка» (Наука и религия. 1969. № 8–10) главным героем выступает учёный, не отвергающий религию.
Благодаря перестройке увидели свет повести «Чистые воды Китежа» (опубликовано в 1986) – притча-пародия на тоталитаризм, «На блаженном острове коммунизма» (1974, опубликована в 1987), «Люди или нелюди» (1975–1976, опубликована в 1989), роман «Покушение на миражи» (1979–1982, опубликован в 1987). Автор научно-фантастической повести «Путешествие длиной в век» (1964), пьес, рассказов; книга «Плоть искусства» (1973).