Вайда Анджей
Ва́йда А́нджей (Andrzej Wajda) (6.3.1926, Сувалки – 9.10.2016, Варшава), польский режиссёр.
В 1946–1949 гг. учился в Академии изящных искусств (Краков). В 1949 г. перешёл в Высшую киношколу (Лодзь), по окончании которой (в 1953) работал ассистентом режиссёра. В период обучения снял несколько короткометражных фильмов. Первый полнометражный фильм – «Поколение» (1955; Государственная премия Польской народной республики, 1955) о молодёжном антифашистском подполье в период оккупации – решён в стилистике, приближенной к итальянскому неореализму, снят в свободной, естественной манере.
Вайда – одна из ключевых фигур «польской школы кино» – художественного движения середины 1950–1960-х гг., эстетически обращённого к исконному для национальной культуры романтическому мировосприятию и преломившего военный опыт народа. В фильмах «Канал» (1957, специальный приз Каннского кинофестиваля) и «Пепел и алмаз» (1958, приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале, 1959), вошедшем в золотой фонд мирового киноискусства как образец современной трагедии, Вайда раскрывал драматические судьбы поколения, сплетая темы героики и мучительного политического выбора, вставшего перед поляками к концу Второй мировой войны. К военной теме режиссёр обращался в разные периоды творчества: «Лётна» (1959), «Пейзаж после битвы» (1970), «Любовь в Германии» (1983), «Перстень с орлом в короне» (1992). Фильмы «Самсон» (1961), «Корчак» (1990) и «Страстная неделя» (1995, Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля за выдающийся художественный вклад, 1996) посвящены трагической судьбе польского еврейства. Работа над экранизациями выявила в даровании Вайды склонность к универсальным экзистенциальным размышлениям, проницательный психологизм в сочетании с искусством виртуозной стилизации: «Сибирская леди Макбет» по Н. С. Лескову (1961), «Пепел» по С. Жеромскому (1965), «Березняк» (1970, Золотая премия за режиссуру Московского Международного кинофестиваля, 1971) и «Барышни из Вилько» по Я. Ивашкевичу (1979), «Свадьба» по С. Выспяньскому (1973, Серебряная раковина Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1973), «Земля обетованная» по В. C. Реймонту (1975, Большой приз Московского международного кинофестиваля), «Дантон» по С. Пшибышевской (1983), «Бесы» по одноимённому роману (1988), «Настасья» по роману «Идиот» (1994, оба – по Ф. М. Достоевскому, «Пан Тадеуш» по А. Мицкевичу (1999), «Месть» по А. Фредро (2002), а также телефильм «Пилат и другие» по роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (1972).
Судьбам творческих личностей в условиях авторитарной системы посвящены фильмы «Всё на продажу» (1969), «Без наркоза» (1978, приз экуменического жюри Каннского кинофестиваля, 1979), «Дирижёр» (1980, Золотая раковина за лучший фильм Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1980). Исключительное место в культуре послевоенной Польши занимает дилогия «Человек из мрамора» – фильм, стоявший у истоков направления «кино морального беспокойства» (1976, вышел на экраны в 1977, приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, 1978), и «Человек из железа» (1981, Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, 1981). В этих работах, отразивших процесс демократической солидаризации общества, особенности политического кинематографа находятся в единстве с богатой психологической разработкой характеров.
С 1959 г. Вайда работал в театре (в Польше; за рубежом – в Болгарии, ГДР, ФРГ, США, Италии, Швейцарии, Японии). Большинство его постановок в театре, а также на телевидении отмечено чертами высокого романтизма: «Гамлет» (1960, 1981, 1989), «Макбет» (1969, 2004), «Ромео и Джульетта» (1990) У. Шекспира; «Свадьба» (1963, 1991), «Ноябрьская ночь» (1974, 1979), «Проклятие» (1997) С. Выспяньского; «Дело Дантона» (1975, 1978, 1982) С. Пшибышевской; «Антигона» Софокла (1984); «Фрёкен Жюли» (1988), «Та, что сильнее» (1991), «Соната призраков» (1994) А. Стриндберга. В разных театрах мира поставил собственные инсценировки романов Ф. М. Достоевского (в том числе «Бесы» – 1971, 1974; «Настасья Филипповна» по «Идиоту» – 1977, 1989; «Преступление и наказание» – 1984, 1986). Ставил спектакли в Московском театре «Современник» («Как брат брату» Д. Рейба, 1972; «Бесы», 2004).
Снимал документальные фильмы. Среди фильмов 2000–2010-х гг.: «Месть» (2002), «Катынь» (2007), «Аир» (2009), «Валенса. Человек из надежды» (2013). В разные годы преподавал в Высшей школе кинематографии и театрального искусства. В 1972–1983 гг. руководил студией «Х», объединившей режиссёров поколения 1970-х гг., в 1978–1983 гг. возглавлял Союз польских кинематографистов.
В 1989–1991 гг. – сенатор, в 1992–1994 гг. – председатель Совета по культуре при Президенте Республики Польша.
Награждён Золотым львом Венецианского кинофестиваля за заслуги в кинематографе (1998) и Почётным «Золотым медведем» Берлинского кинофестиваля (2006). Почётная премия «Оскар» «В знак признания пяти десятилетий выдающейся режиссуры» (1999) и многие др. Офицер (1982) и командор (2001) ордена Почётного легиона.