Гафт Валентин Иосифович
Гафт Валенти́н Ио́сифович (2.9.1935, Москва – 12.12.2020, село Жаворонки Одинцовского городского округа Московской области; похоронен на Троекуровском кладбище в Москве), российский актёр, народный артист РСФСР (1984).
Сын юриста. По окончании в 1957 г. Школы-студии МХАТ (курс В. О. Топоркова) в Государственном академическом театре имени Моссовета. Среди ролей: Второй сыщик («Лиззи Мак-Кей» Ж.-П. Сартра, 1957), Сын («Корнелия» М. Чорчолини, оба – 1958). В поисках «своего» режиссёра покинул театр в 1958 г.
Среди ролей в Московском драматическом театре на Малой Бронной в постановках А. А. Гончарова: Том («Барба» Я. Масевича, 1961), Гога («Аргонавты» Ю. Ф. Эдлиса, 1962), Немецкий офицер («Жив человек» В. Е. Максимова, 1964), Седьмой, Восьмой, Девятый муж («Визит дамы» Ф. Дюрренматта, 1965).
В 1966 г. сыграл Маркиза д’Орсиньи в спектакле «Мольер» М. А. Булгакова (режиссёр А. В. Эфрос, Театр имени Ленинского комсомола).
Вслед за Эфросом вновь перешёл в Театр на Малой Бронной: Солёный («Три сестры» А. П. Чехова, 1967), Колобашкин («Обольститель Колобашкин» Э. С. Радзинского, 1968), Герман («Таня» А. Н. Арбузова, 1974), в 1978 г. сыграл роль заглавного героя в его спектакле «Отелло» Шекспира, заменив Н. Н. Волкова.
Важной вехой в творческой биографии стала роль графа Альмавивы в спектакле «Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше в постановке В. Н. Плучека (Московский академический театр сатиры, 1969): именно он был первым исполнителем этой роли в резонансной премьере. Увидев Гафта-Альмавиву, О. Н. Ефремов пригласил его в театр «Современник», с которым (кроме нескольких отдельных проектов) была связана вся последующая театральная судьба актёра.
Среди ролей в театре «Современник»: Глумов («Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина; постановка Г. А. Товстоногова, созданная в 1973, возобновлена В. И. Гафтом, И. В. Квашой и А. П. Назаровым в 2001), Лопатин («Из записок Лопатина» по К. М. Симонову, 1974), Фирс («Вишнёвый сад» Чехова, 1976), Кухаренко («Обратная связь» А. И. Гельмана, 1977), Генрих IV («Генрих IV» Л. Пиранделло, 1978), Горелов («Спешите делать добро» М. М. Рощина, 1980), Вершинин («Три сестры» Чехова, 1982), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1983), Джордж («Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби, 1984), Бостон («Плаха» по Ч. Т. Айтматову, 1988), Рахлин («Кот домашний средней пушистости» В. Н. Войновича и Г. И. Горина, 1989), Лейзер («Трудные люди» Й. Бар-Йосефа, 1992), доктор Миранду («Смерть и дева» А. Дорфмана, 1992), профессор Хиггинс («Пигмалион» Б. Шоу, 1994), Валентин («Уйди-уйди», 2000), Он («Заяц lovestory», обе пьесы – Н. В. Коляды, 2007), одна из главных ролей в спектакле «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» по тексту Гафта (2009), Веллер Мартин («Игра в джин» Д. Л. Кобурна, 2013), Отчим («Пока существует пространство» Гафта и С. М. Багова, 2017). В каждой из ролей психологизм, воспитанный мхатовской школой, обогащался свойственной актёрской природе Гафта острой характерностью. Нередко в его работах проявлялась исповедальная интонация.
В кино дебютировал в 1956 г. («Убийство на улице Данте» М. И. Ромма). Первые запоминающиеся роли – весёлый еврей Боер, храбрый солдат Первой мировой войны («Мы, русский народ», 1965) и лощёный, образованный жандарм-ротмистр, от природы отличающийся патологической глупостью («Первый курьер», 1967), – несмотря на яркую характерность и парадоксальность образов, сыграны тонко и без какой-либо карикатурности.
В первой центральной роли – инженера Мартынова в психологической мелодраме «Митя» (1967) – Гафт нашёл свою главную актёрскую краску: ироническую интонацию, за которой его интеллигентные герои таят внутреннюю боль при остром осознании несовершенства реальности, а вместе с ней и собственной жизни. Его печальные скептики живут в разные времена и в разных странах («Семейное счастье», 1969; «Человек с другой стороны», 1971; «Цемент», 1973; «Здравствуйте, я ваша тётя!», 1975; «Бешеное золото», 1976; «Игроки», 1978; «Чёрная курица, или Подземные жители», 1980; «Мой нежно любимый детектив», «Фуэте», оба – 1986; «Визит дамы», 1989), вплоть до условных («Удивительный мальчик», 1970; «Иван да Марья», 1974; «Короли и капуста», 1978). Актёр создал сложные драматические образы потерявших свою ироническую броню и запутавшихся в себе героев («Ночь на 14-й параллели», 1971; «Домби и сын», 1974; «Тайна Эдвина Друда», 1980; «Если враг не сдаётся…», 1982).
Органичнее всего Гафт чувствовал себя в интеллектуальных драмах о современности, в фильмах «морального беспокойства» («Новенькая», 1968; «О любви», 1970; «Таня», 1974; «Ольга Сергеевна», 1975; «Повесть о неизвестном актёре», «Дневной поезд», оба – 1976, «Утренний обход», 1979). Основные черты героев этих лент парадоксально совместились в роли председателя жилищного кооператива Сидорина в фильме «Гараж» (1979). Образ, соединивший, казалось бы, несоединимые и при этом великолепно уживающиеся в душе героя качества, представляет «матрицу» характера типичного советского интеллигента-конформиста 1970-х гг.
В 1980 – начале 1990-х гг. В. И. Гафт сыграл несколько знаковых ролей, получивших особое признание у широкой публики, в их числе: интеллигентный вор Батон («Гонки по вертикали»), злобный и наивный карьерист Сатанеев («Чародеи»; оба фильма – 1982), трагический неудачник Иконников («Визит к Минотавру», 1987), обаятельный король кавказской мафии Артур («Воры в законе», 1988), председатель посёлка бомжей Логинов («Небеса обетованные», 1991), сломленный сталинским временем полковник Виноградов («Анкор, ещё анкор!», 1992).
На рубеже 20–21 вв. актёр экспериментировал: в гротесковых красках исполнил роль Берии («Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», 1989; «Затерянный в Сибири», 1991; «Мастер и Маргарита», 1994), играл «классических» старых евреев с местечковыми интонациями («12», 2007, премия «Золотой орёл», в том же году; «Книга мастеров», 2009; «Утомлённые солнцем-2: Предстояние», 2010; «Жизнь и приключения Мишки Япончика», 2011), выступил как певец, исполнитель зонгов («Самоубийца», 1990). Но по-прежнему лучшими в его творчестве оставались утончённо-психологические образы как представителей советской эпохи («По ту сторону волков», 2002), так и современников, теряющих скепсис с приходом новых, всё более сложных времён («Футболист», 1990; «Я свободен, я ничей», 1994; «Дни ангела», 2003; «Девять неизвестных», 2005).
Автор стихов и завоевавших широкую популярность эпиграмм.
Озвучивал анимационные и игровые фильмы.
Премия имени И. М. Смоктуновского (1995), Царскосельская художественная премия (1995), Международная премия Станиславского (2007), Российская национальная актёрская премия имени А. Миронова «Фигаро» (2011); премии «Золотой орёл» в номинации «За вклад в киноискусство» (за 2011, вручена в 2012) и «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (2012); Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2018).
Награждён орденами Дружбы (1995), «За заслуги перед Отечеством» 3-й (2005), 2-й (2010), 4-й (2016) степени.