Товстоногов Георгий Александрович
Товстоно́гов Гео́ргий Алекса́ндрович [15(28).9.1915, по документам – 1913, Тифлис, ныне Тбилиси, по другим сведениям, Санкт-Петербург – 23.5.1989, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский режиссёр, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1983).
Из семьи дворянина, инженера-путейца, репрессированного в 1937 г.
В 1938 г. окончил ГИТИС (педагоги А. М. Лобанов, А. Д. Попов).
В Тифлисе: в 1931–1933 гг. в русском Театре юного зрителя, с 1938 г. в Русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.
С 1946 г. в Москве (в Центральном детском театре, ныне Российский академический молодёжный театр и др.).
Один из режиссёров, определивших пути развития отечественного театра 2-й половины 20 в.
В Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом», с 1950 главный режиссёр). Среди постановок: «Из искры» Ш. Н. Дадиани (1949, Сталинская премия 1-й степени за 1949, вручена в 1950), «Дорогой бессмертия» по книге Ю. Фучика «Слово перед казнью» (1951, совместно с В. Д. Брагиным; Сталинская премия 3-й степени за 1951, вручена в 1952), «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1952), «Новые люди» по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1953) и др.
Среди постановок в Ленинградском государственном театре драмы имени А. С. Пушкина: «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1955, Ленинская премия, 1958), «Второе дыхание» А. А. Крона (1956).
С 1956 г. главный режиссёр Большого драматического театра имени М. Горького. Поставил спектакли: «Лиса и виноград» Г. Фигейреду (1957, 1967), «Божественная комедия» И. В. Штока (1962), «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила (1967), «Ханума» А. А. Цагарели (1972), «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» П. Зиндела (1977), «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу (1978), «Театр времён Нерона и Сенеки» Э. С. Радзинского (1986) и др.
Поиск нового качества сценической правды, выявление «болевых точек» жизни – центральная тема спектаклей: «Пять вечеров» (1959) и «Моя старшая сестра» (1961) А. М. Володина, «Трасса» И. М. Дворецкого (1959), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (1960), «Океан» А. П. Штейна (1961) и др. Разработка современной темы продолжена в постановках: «Ещё раз про любовь» Радзинского (1964), «Традиционный сбор» В. С. Розова (1967), «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова и «Энергичные люди» В. М. Шукшина (обе – 1974), «Последний посетитель» В. Л. Дозорцева (1986) и др.
Одно из принципиальных направлений творчества – героический спектакль, где предметом режиссёрского исследования становились нравственные истоки подвига, природа мужества, отражение истории в судьбе частного человека: «Поднятая целина» (1964) и «Тихий Дон» (1977; Государственная премия СССР, 1978) по М. А. Шолохову, «Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову (1974), «Рядовые» А. А. Дударева (1985) и др.
Работая над классикой, режиссёр выявлял в прошлом истоки современных противоречий: постановки «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (1957, 2-я редакция 1966), «Варвары» (1959), «Мещане» (1966; Государственная премия СССР, 1968), «Дачники» (1976) и «На дне» (1987) М. Горького, «Три сестры» (1965) и «Дядя Ваня» (1982) А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Волки и овцы» (1980) и «На всякого мудреца довольно простоты» (1985) А. Н. Островского.
Спектакли Товстоногова отличались ясностью сценических решений, драматическим и эмоциональным напряжением, динамичностью и действенностью в воплощении интеллектуально-философских идей. Психологизм и порой парадоксальность в трактовке драматических произведений сочетались с постановочным размахом, яркой театральностью. Режиссёр искал пути соединения принципов К. С. Станиславского и Б. Брехта в комедиях «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1962) и «Король Генрих IV» У. Шекспира (1969), дал образцы сложного взаимопроникновения достоверного и условно-поэтического, драматического и музыкального театров в спектаклях «История лошади» по рассказу «Холстомер» Л. Н. Толстого (1975, совместно с М. Г. Розовским), «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1983).
Во многих своих постановках выступал как сценограф.
Ставил оперы: «Семён Котко» С. С. Прокофьева (1960, Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, ныне Мариинский театр), «Дон Карлос» Дж. Верди (1979, Международный оперный фестиваль, в Савонлинне, Финляндия и др.); телеспектакли – «Гром на улице Платанов» по Р. Роузу (1961), «Дело по обвинению» Э. Хантера (1967).
В 1939–1946 гг. преподавал в Тбилисском театральном институте, с 1958 г. – в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, ныне Российский государственный институт сценических искусств, профессор (с 1960).
Государственная премия РСФСР (1986).
Награждён орденами Ленина (1967, 1973, 1983), Трудового Красного Знамени (1957).
В 1992 г. Большому драматическому театру присвоено имя Г. А. Товстоногова. В сентябре 2015 г. в фойе театра установлен бюст режиссёра (скульптор И. Б. Корнеев, архитектор В. Б. Бухаев).
В 1993 г. Татьянинская улица в Тбилиси переименована в улицу Георгия Товстоногова, а на доме № 9, где жил режиссёр, установлена мемориальная доска.
Именем режиссёра в Петроградском районе Санкт-Петербурга в 2010 г. назван сквер, где в том же году открыт памятник (скульптор И. Б. Корнеев).
В 2015 г. именем Георгия Товстоногова назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии».