Покровская Алла Борисовна
Покро́вская А́лла Бори́совна (18.9.1937, Москва – 25.6.2019, там же), российская актриса, педагог, народная артистка РСФСР (1985).
Дочь режиссёров Б. А. Покровского и А. А. Некрасовой. По линии матери – правнучка просветителя И. Я. Яковлева. Жена О. Н. Ефремова.
В 1959 г. окончила Школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына), с этого же года в московском театре «Современник». Независимые, иногда ироничные, жестковатые по манере поведения героини А. Б. Покровской – сложные натуры, зачастую скрывающие подлинные чувства за внешней резкостью и самоуверенностью: Вероника («Вечно живые» В. С. Розова, 1961), мать Валентины («Валентин и Валентина», 1971) и Маша («Эшелон», 1975) М. М. Рощина, Шура Подрезова («Восточная трибуна», 1983) и Жанна Кораблёва («Аккомпаниатор», 1998) А. М. Галина, Александра («Фантазии Фарятьева» А. Н. Соколовой, 1977), фру Альвинг («Привидения» Г. Ибсена, 1989), Дерковская («Крутой маршрут» по книге Е. С. Гинзбург, 1989), миссис Пейдж («Виндзорские насмешницы» У. Шекспира, 1995) и др.
В 1999 г. в Московском театре под руководством О. Табакова сыграла роль Елизаветы Прокофьевны Епанчиной («Идиот» по Ф. М. Достоевскому).
С 2004 г. в Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова. Драматизмом, художественной цельностью и глубиной отмечены зрелые работы актрисы: Акулина Ивановна [«Мещане» М. Горького, 2004; премия «Чайка» в номинации «Лучший актёрский дуэт» (с А. В. Мягковым), в том же году], Арина Петровна Головлёва («Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину, 2005, оба – постановка К. С. Серебренникова), Валентина Николаевна и Бабушка («Дом» Е. В. Гришковца, постановка С. В. Пускепалиса, 2011), Кошон («Жаворонок» Ж. Ануя, 2012, постановка Серебренникова), Мадлен Палмер («Дыхание жизни» Д. Хэйра, 2009, постановка Е. А. Невежиной).
Как режиссёр принимала участие в постановке спектаклей: «Бабье царство» по А. П. Чехову (2000, совместно с Н. Л. Скориком, МХАТ имени А. П. Чехова), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (2002) и «Косметика врага» А. Нотомб (2005) – оба в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина (совместно с Р. Е. Козаком).
Кинодебют А. Б. Покровской состоялся в 1965 г. Выступая, как правило, в ролях второго плана, несколькими штрихами с тонкой нюансировкой создала портреты своих современниц в фильмах: «Строится мост» (1965), «Июльский дождь» (1966), «Дневник директора школы» (1975), «Выбор цели» (1974), «Доброта» (1977), «Охота на лис» (1980), «Автопортрет неизвестного» (1988), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) и др.
Снималась в кино- и телефильмах: «Такая короткая долгая жизнь» (1975), «Дневной поезд» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Активная зона» (1979), «Чужой звонок» (1985), «Не покидай меня, любовь» (2001), «Тормозной путь» (2007), «Черчилль» (2009), «Не такой, как все» (2012) и др.
С 1974 г. преподавала в Школе-студии МХАТ (профессор с 1988) и в её зарубежных филиалах (Летняя школа К. С. Станиславского в Кембридже, аспирантская программа с Университетом Карнеги-Меллона в Питтсбурге).
Сын – М. О. Ефремов.
Международная премия Станиславского в номинации «Театральная педагогика. За воспитание нового поколения актёров» (1998). Премия города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» (2003).
Награждена орденами Дружбы (1998), Почёта (2008).
Специальная почётная Российская национальная театральная премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2018).