Мотыль Владимир Яковлевич
Моты́ль Влади́мир Я́ковлевич (26.6.1927, Лепель, Белорусская ССР, ныне Белоруссия – 21.2.2010, Москва), российский режиссёр, сценарист, заслуженный деятель искусств РФ (1992), народный артист РФ (2003).
В 1948 г. окончил актёрское отделение Свердловского театрального училища, в 1957 г. – историко-филологический факультет Уральского университета.
В конце 1940-х – 1-й половине 1950-х гг. режиссёр и актёр в театрах Свердловска (ныне Екатеринбург), Нижнего Тагила и др. В 1955–1957 гг. главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя.
В 1957–1960 гг. второй режиссёр на Свердловской киностудии. В 1962 г. дебютировал на киностудии «Таджикфильм» фильмом «Дети Памира» (по мотивам поэмы «Ленин на Памире» М. Миршакара), превратив историко-революционный сценарий для детей в тонкий ироничный фильм с элементами примитивистского стиля. Ставший основополагающим в творчестве Мотыля принцип остранения позволял превращать любой сюжет в притчу. В редком для отечественного кино 1960-х гг. жанре героической комедии сняты фильмы «Женя, Женечка и "катюша"» (1967, впервые трактовал тему Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в пацифистском ключе) и «Белое солнце пустыни» (1969; Государственная премия РФ за 1997, вручена в 1998; совместил жанры лубка и вестерна). Во многом предопределивший поэтическую стилистику биографических кинофантазий 1970-х гг. фильм о трагедии декабристов и их жён «Звезда пленительного счастья» (1975) снят в жанре элегического романса.
В 1980–1990-х гг. создавал экранизации литературных произведений, в их числе: фильм «Лес» – гротесково-фантасмагорическая трактовка пьесы А. Н. Островского (1980, вышел в 1987), ироническая картина с мистической интонацией на темы рассказов А. П. Чехова «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» (1984, телевизионный), осмысливающая трагические события начала 1920-х гг. лента «Жил-был Шишлов» (1987, по мотивам пьесы «Молва» А. Д. Салынского), фильмы «Расстанемся – пока хорошие» (1991, по рассказу «Дудка старого Хасана» Ф. А. Искандера) и «Несут меня кони…» (1996, по повести «Дуэль» и другим произведениям Чехова).
В 2010 г. поставил социально-исторический кинороман «Багровый цвет снегопада».
Автор и соавтор сценариев многих своих фильмов, а также фильмов «Честь имею» (совместно с М. А. Захаровым, 1987, режиссёр О. С. Тулаев) и «Охламон» (совместно с режиссёром Э. Р. Реджеповым, 1993).
В 1976–1985 гг. художественный руководитель Студии художественных фильмов творческого объединения «Экран» Гостелерадио СССР.
В 1971–2004 гг. (с перерывами) преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (в 1992–1998 и 2002–2004 художественный руководитель режиссёрского отделения).
С 1993 г. руководитель независимой студии «Арион», с 2001 г. – Студии Владимира Мотыля.