Пятилетние планы
Пятиле́тние пла́ны (пятилетние планы развития народного хозяйства, пятилетки), основная форма директивного планирования социально-экономического развития СССР в 1928–1991 гг., один из главных элементов государственного административного управления в плановой экономике. Основу пятилетних планов составляли натуральные и стоимостные балансы производства и потребления по главным видам продукции с разбивкой по годам (промежуточные годовые задания).
Проекты пятилетних планов разрабатывались одновременно во всех звеньях плановой системы. В пределах своей компетенции плановые отделы предприятий (объединений) и ведомств, а также региональные плановые органы составляли проекты пятилетних планов исходя из своих возможностей. Госплан СССР, а также в 1948–1953 и 1965–1991 гг. Госснаб СССР (Государственный комитет по материально-техническому снабжению) готовили свои проекты в соответствии с общественными потребностями, ресурсами и политическими установками Политбюро ЦК ВКП(б)–КПСС. Затем все предложения согласовывались и корректировались в Госплане, который составлял обобщающие балансы («неприкасаемыми» являлись показатели роста оборонной продукции). В итоге вырабатывался проект Директив к составлению пятилетнего плана, который после обсуждения в высших государственных и партийных органах утверждался на заседании Политбюро, а затем на съезде партии (исключение – Закон о пятилетнем плане на 1946–1950, утверждённый в марте 1946 на 1-й сессии Верховного Совета СССР). Пятилетний план, составленный на основе Директив, утверждался на сессии Верховного Совета СССР и развёрстывался Госпланом по отраслевым и региональным ведомствам, а ими – по предприятиям. При этом ведомства и регионы доказывали невозможность выполнения плана при выделенных ресурсах, пытаясь увеличить их объёмы.
На основе утверждённого пятилетнего плана всеми органами планирования составлялся и утверждался текущий (годовой) план – рабочий документ, подкреплённый конкретными договорами между предприятиями. Его показатели, как правило, отклонялись от промежуточных годовых заданий пятилетнего плана в связи с нереалистичностью части показателей самого плана, а также в связи с переменами привходящих условий: колебаниями урожайности, изменениями политического курса и ситуации на международной арене, непредвиденными хозяйственными кампаниями и др. (вопрос о соотношении директивного пятилетнего плана и текущего планового управления в советской хозяйственной системе является не до конца ясным и нуждается в отдельном исследовании).
1-й (1928/1929–1932/1933), 2-й (1933–1937) и 3-й (1938–1942, прерван началом Великой Отечественной войны) пятилетние планы были направлены на решение задач социалистической индустриализации. В 1941–1945 гг. все ресурсы централизованно распределял Государственный комитет обороны. Целью 4-го пятилетнего плана (1946–1950) являлось восстановление разрушенной в войну производственной базы. В 5-м (1951–1955) и 6-м (1956–1960) пятилетних планах ставилась задача дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства на основе преимущественного роста тяжёлой промышленности. На XXI съезде КПСС (1959) 6-й пятилетний план был пересмотрен, в результате составлен семилетний план (1959–1965), в котором впервые поставлена задача сбалансированного развития тяжёлой и лёгкой промышленности (цель – обеспечение «непрерывного повышения жизненного уровня народа»). 8-й пятилетний план (1966–1970) разрабатывался и реализовывался в условиях реформы Косыгина 1965 г., предусматривал одновременное ускорение темпов экономического развития на основе достижений научно-технического прогресса и повышение уровня жизни населения. 9-й (1971–1975), 10-й (1976–1980), 11-й (1981–1985) и 12-й (1986–1990) пятилетние планы ставили те же задачи. Для совершенствования планирования использовались элементы прогнозирования, применялись электронно-вычислительные машины, совершенствовался балансовый метод.
Пятилетние планы полностью не выполнялись (на официальном уровне практически всегда говорилось об их выполнении, иногда досрочном), но степень отклонения от плана была разной; самой успешной стала 8-я пятилетка. В целом при осуществлении пятилетних планов наиболее значительные результаты были достигнуты в развитии военно-промышленного комплекса, освоении космоса, создании атомной энергетики и Единой энергетической системы, в некоторых отраслях машиностроения.
Законом СССР от 30 июня 1987 г. предприятиям предоставлена значительная самостоятельность, декларировался отход от всеохватывающего директивного планирования (обязательным оставался госзаказ на часть производимой продукции). На практике началась борьба Госплана и министерств за расширение государственного заказа, а самостоятельность предприятий порождала неэффективное с экономической точки зрения расходование средств. Этот конфликт способствовал нарастанию экономического и правового хаоса. С ликвидацией Госплана СССР в 1991 г. директивное планирование было отменено. Вместе с тем в управлении экономикой РФ используется прогнозирование.
Директивные пятилетние планы составлялись также в странах Восточной Европы, Монголии, Китае.