Мёрфи Шон
Мёрфи Шон, Шон Гордон Мёрфи (Sean Gordon Murphy) (род. 17.1.1980, Нашуа, штат Нью-Гэмпшир), американский художник и сценарист комиксов. Автор т. н. мёрфиверса – цикла графических романов, предлагающих осовремененные версии классических супергероев, которые входят в вымышленную вселенную издательства DC Comics. К числу наиболее известных произведений относятся «Бэтмен: Белый Рыцарь» («Batman: White Knight», 2017–2018), «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря» («Batman: Curse of the White Knight», 2019–2020), «Бэтмен: Будущее Белого Рыцаря» («Batman: Beyond the White Knight», 2022), а также «Панк-рокер Иисус» («Punk Rock Jesus», 2012–2013). Выступал соавтором работ Дж. Аарона «Джон Константин. Hellblazer. Ньюкасл» («John Constantine: Hellblazer #245–246 – Newcastle Calling», 2008), Г. Моррисона «Джо-варвар» («Joe the Barbarian», 2010–2011), С. Снайдера «Американский вампир: Естественный отбор» («American Vampire: Survival of the Fittest», 2011) и «Пробуждение» («The Wake», 2013–2014), М. Миллара «Хрононавты» («Chrononauts», 2015), Р. Ремендера «Токийский призрак» («Tokyo Ghost», 2015–2016). Преимущественно работает в жанрах киберпанка, антиутопии и научной фантастики.
Ранние годы
Ш. Мёрфи проявил интерес к комиксам ещё в начальной школе и общению со сверстниками зачастую предпочитал рисование. Свой путь в профессию он начал в г. Сейлем (штат Нью-Гэмпшир), став учеником местного художника Л. Суонка. Окончив в 1999 г. среднюю школу «Академия Пинкертона» в г. Дерри, поступил в Массачусетский колледж искусств и дизайна в Бостоне, где начал сотрудничать с издательством Dark Horse Comics и принял участие в работе над серией комиксов «Звёздные войны» («Star Wars»). Затем Мёрфи продолжил обучение в Колледже искусств и дизайна Саванны. После получения степени бакалавра изобразительных искусств переехал в Голливуд, где разрабатывал концепт-арты для видеоигр и фильмов (Bio).
В начале 2000-х гг. Ш. Мёрфи в качестве художника принял участие в работе над сериями «Крушение» («Сrush», 2003) издательства Dark Horse и «Бэтмен/Пугало: Год первый» («Year One: Batman/Scarecrow», 2005) издательства DC Comics. В 2005 г. добился первого признания: его дебютная работа как сценариста и художника комикса «Бездорожье» («Off Road») удостоилась награды Американской библиотечной ассоциации [The American Library Association (ALA)]. Вскоре после этого он заключил эксклюзивный контракт с издательством DC Comics и переехал в Нью-Йорк (Bio).
Сотрудничество с издательством Vertigo
С марта 2010 по март 2011 гг. в издательстве Vertigo, импринте DC Сomics, вышло восемь выпусков мини-серии «Джо-варвар». Спустя 10 лет эта серия стала первой работой Мёрфи-художника, изданной на русском языке (Моррисон. 2020). По словам автора идеи и сценариста Г. Моррисона, он задался целью переосмыслить и осовременить жанр классического героического фэнтези о волшебстве и взрослении и осуществить деконструкцию наподобие той, которую в 1980–2000-х гг. претерпела супергероика. Моррисон стремился воспроизвести канонические тропы испытания и взросления героя, путешествующего по волшебным мирам, но в максимально приближенном к нашей реальности сеттинге. Такой подход позволяет показать, что герой остаётся обычным человеком с узнаваемым набором проблем, и способствует идентификации читателя с ним (Morrison. 2009). По сюжету у больного сахарным диабетом 13-летнего Джо Мэнсона, чей отец погиб в Ираке, во время приступа гипогликемии возникают галлюциногенные видения. Его блуждание в полузабытьи по дому в компании домашней крысы Джека превращается в путешествие по волшебному миру с крысой-самураем Чакком. Джо оказывается избранным «умирающим мальчиком», которому предстоит сразиться с Королём Смерть. Ш. Мёрфи настоял на том, чтобы среди игрушек Джо были Бэтмен и трансформеры, придающие миру героя дополнительную узнаваемость и правдоподобие. По словам Моррисона, Мёрфи был одним из лучших художников, с которыми ему когда-либо доводилось работать, а комикс ценен уже одной визуальной составляющей (Renaud. 2009). Умение создавать крупный план и композиционная многофигурность разворотов в дальнейшем станут фирменным стилем художника (в частности, в серии комиксов «Токийский призрак»). По словам шрифтовика Дж. К. Флетчера, «у Шона тонкие линии и много высоких фигур» (Снайдер. 2021. С. [254]). В 2010 г. права на экранизацию комикса были куплены студией Thunder Road Pictures (Сollins. 2010), но проект не был реализован.
В 2010–2011 гг. Ш. Мёрфи проиллюстрировал для издательства Vertigo пять выпусков мини-серии «Джон Константин: Город Демонов» («John Constantine: Hellblazer – City of Demons»), а в 2011 г. принял участие в работе над cпин-оффом комикса «Американский вампир» С. Снайдера – пятичастной мини-серией «Естественный отбор». По сюжету спин-оффа агенты организации «Вассалы утренней звезды» Фелиция Бук и Кэш Маккоган противостоят планам нацистов создать армию вампиров в 1941 г. Арка была отмечена наградой IGN Award 2011 в категории «Лучшая мини-серия». По мнению жюри, хотя сценарная часть Снайдера осталась на уровне прежних выпусков, именно «фантастическая работа Мёрфи» обусловила их выбор (Best Mini-Series. 2012).
В 2012 г. Ш. Мёрфи дебютировал в Vertigo как сценарист, написав шесть выпусков собственной мини-серии «Панк-рокер Иисус», повествующей о повзрослевшей детской звезде, на самом деле являющейся специально созданным для телешоу клоном Иисуса. По словам Мёрфи, создание подобного персонажа было его личной потребностью, а сама научно-фантастическая история носила во многом автобиографический характер, затрагивая важные для автора проблемы религии, политики, медиа и окружающей среды (Langshaw. 2012). Как и комикс «Американский вампир» годом ранее, серия удостоилась IGN Award 2012 в категории «Лучшая мини-серия в жанре комикса» (Best Comic Mini-Series. 2012).
В 2013 г. Ш. Мёрфи возобновил сотрудничество с С. Снайдером, в результате которого появилась лимитированная, из 10 выпусков, серия «Пробуждение», сочетающая в себе жанры научной фантастики, триллера, хоррора и постапокалиптического экшена. Основное действие начинается в наши дни и знакомит читателей с Ли Арчер – специалисткой по песням китов и дельфинов, которую спецслужбы включают в состав небольшой группы учёных, исследующих найденное на глубоководной платформе существо. В результате глобального катаклизма прибрежные города планеты оказываются затоплены, и спустя 200 лет отважная женщина Ливард, живущая на территории бывших США, пытается понять причины произошедшего, что приводит её к неожиданному открытию о происхождении человечества. В 2014 г. серия была удостоена премии Айснера в категории «Лучшая лимитированная серия» (Wheeler. 2014).
Сотрудничество с издательством Image Comics
В марте 2015 г. издательства Image Comics и Millarworld начали публиковать научно-фантастическую мини-серию из четырёх выпусков «Хрононавты», которую можно отнести к категории литературы о попаданцах (англ. time travel fantasy). Главные герои, учёные Корбин Куинн и Дэнни Райли, в рамках программы темпоральных наблюдений НАСА становятся путешественниками во времени. Используя специальные хронокостюмы, они оказываются способны перемещать во времени и пространстве любые артефакты. Куинн начинает злоупотреблять предоставленными им возможностями и стремится максимально насыщенно жить в разных исторических эпохах, отключив связь с центром. Так, он переносит в Среднюю Азию 16 в. оружие времён Вьетнамской войны 1960–1975 гг. и операции «Буря в пустыне» и становится местным лидером. Нашедший его Райли поддаётся уговорам и начинает путешествовать во времени вместе с другом. Но однажды ситуация выходит из-под контроля и герои оказываются вынуждены спасаться и исправлять совершённые ошибки. В 2015 г. права на киноадаптацию приобрела студия Universal Pictures (Gallagher. 2015), а в 2017 г., после приобретения издательства Millarworld, они перешли к Netflix (Schaefer. 2017).
В сентябре 2015 г. Image Comics начал издавать комикс «Токийский призрак» сценариста Р. Ремендера. В этой работе Мёрфи предложил крайне детализированное и динамичное визуальное воплощение киберпанковской дистопии конца 21 в., когда люди оказались в плену бесконечной череды онлайн-развлечений. Главная героиня Дебби Дикей пытается спасти из плена грёз своего возлюбленного, констебля Леда Дента, практически всё время находящегося в бессознательном состоянии и превращённого в машину полицейского ультранасилия. Героям приходится покинуть кварталы футуристического Лос-Анджелеса 2089 г. и отправиться в Токио, который стал своего рода сельской аграрной утопией, лишённой порочного влияния технологий. Рассуждая о специфике создания столь не похожих друг на друга миров, Ш. Мёрфи отмечал, что «в то время как Лос-Анджелес перегружен панелями, в которых очень мало воздуха (как и у его жителей), в Токио меньше панелей, что открывает широкие пространства, атмосферную перспективу и оставляет гораздо больше воздуха. Надеюсь, читатели почувствуют эти решения, даже если не осознают их» (Edgar. 2016). В качестве референсов для создания неоновых огней Лос-Анджелеса Мёрфи вдохновлялся эстетикой культового фильма Р. Скотта «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982) и старых видеоигр Nintendo и Atari, чтобы с их помощью визуализировать мир «джанктека» (junk tech), т. е. технологического упадка (Edgar. 2016). В марте 2021 г. студия Legendary Pictures анонсировала киноадаптацию комикса с К. Фукунагой в качестве режиссёра, известным по таким работам, как 1-й сезон сериала «Настоящий детектив» («Тrue Detective», 2014), фильмы «Безродные звери» («Beasts of No Nation», 2015) и «Не время умирать» («No Time to Die», 2021) из цикла о Джеймсе Бонде (Galuppo. 2021).
Импринт DC Black Label
В рецензии на комикс «Токийский призрак» журналист Ш. Эдгар писал, что «Мёрфи создал больше миров, чем существует богов в языческом пантеоне… Единственная константа между меняющимися жанрами – это обсессивное внимание к деталям фона и великолепно срежиссированная смена действий» (Edgar. 2016). Однако максимальный успех и известность Ш. Мёрфи принесли работы, объединяемые в условный цикл мёрфиверса – вселенной в рамках импринта DC Black Label. Мёрфи выступил автором сценария и художником этих комиксов, предложив читателю предельно осовремененную и подвергнутую деконструкции версию супергероических сюжетов о Бэтмене, Джокере и Харли Квинн / Харлин Квинзель. Начавшие выходить в октябре 2017 г. восемь выпусков «Бэтмен: Белый Рыцарь» поместили в центр сюжета кризис американской политической системы и шире – глобальный кризис доверия к элитам. Джокер и его сподвижники, оставаясь трикстерами, подрывающими социально-политический статус-кво Готэма, предстают альтернативой власти истеблишмента, на страже которой де-факто стоит Бэтмен. Если они и творят зло, то не метафизическое, будучи сами как жертвами всеобъемлющего кризиса капитализма, так и его агентами, способными осуществить долгожданные перемены. Неудивительно, что серия «Белый Рыцарь» стала одним из важнейших изданий нового импринта DC Black Label, призванного расширить трактовки классических историй для взрослых читателей (Beedle. 2018).
В июле 2019 г. стартовала также восьмичастная серия-сиквел «Бэтмен: Проклятие Белого Рыцаря». В ноябре 2020 г. вышел сингл (и приквел) «Фон Фриз» («Batman: White Knight Presents Von Freeze», 2020). В марте 2020 г. стало известно, что DC Black Label планирует превратить мёрфиверс в импринт внутри импринта, максимально расширив созданный мир, в том числе силами новых сценаристов и художников, которые должны будут развивать заложенные Ш. Мёрфи идеи (Perry. 2020). В рамках анонсированного подхода в октябре 2020 г. была запущена серия из шести выпусков «Бэтмен: Белый Рыцарь представляет: Харли Квинн» («Batman: White Knight Presents: Harley Quinn», 2020–2021), выступающая спин-оффом по отношению к основной сюжетной линии. Автором идеи и сценаристом стала писательница К. Коллинс, художником – М. Скалера, а сам Мёрфи поучаствовал в написании сценария и создании обложек.
В марте 2022 г. стартовала серия «Бэтмен: Будущее Белого Рыцаря», единоличным автором сценария и художником которой вновь выступил Ш. Мёрфи. Как он отметил в интервью, серия предполагалась чем-то наподобие фильма «Бегущий по лезвию» в мире Бэтмена, а её события должны были разворачиваться спустя годы после окончания событий комикса «Проклятие Белого Рыцаря», когда освободившийся из тюрьмы и лишённый своего состояния Брюс Уэйн попадал в Готэм, перешедший на новый уровень технологического развития. Если первая часть, по мнению Мёрфи, была триллером политическим, а вторая – историческим, то третья задумывалась как научно-фантастической триллер, имеющий множество визуальных пересечений с «Токийским призраком» (Spry. 2020).
В 2022 г. в пространстве мёрфиверса планировался также запуск спин-оффа про Красного Колпака (авторы сценария Ш. Мёрфи и К. Маккормак, художник C. Ди Мео) (Сorley. 2022), а также выход мини-серий, посвящённых Харли Квинн, Найтвингу и Бэтгёрл (Matadeen. 2020). Наконец, Мёрфи планировал расширить свою вселенную до такого уровня, чтобы интегрировать в неё Лигу справедливости (Mably. 2022).
Личная жизнь
В 2016 г. Ш. Мёрфи переехал из Бруклина в Портленд, где и проживал в 2022 г. со своей женой, К. Коллинс (LePage. 2020), выступавшей его соавтором по мёрфиверсу. Супруга Мёрфи принимала участие в написании сценария и выступила автором идеи «Бэтмен: Белый Рыцарь представляет: Харли Квинн») и комикса «Кафе-рейсер» («Cafe Racer») (Мёрфи. 2022. С. 170), который вышел в 2015 г. за счёт собранных на краудфандинговой платформе Kickstarter пожертвований (Essential Sequential. 2015). Мёрфи атеист.