Image Comics
Image Comics, американское издательство комиксов, основанное в 1992 г. Т. Макфарлейном, Дж. Ли, Э. Ларсеном, Дж. Валентино, М. Сильвестри и Р. Лайфилдом и У. Портацио. В отличие от «большой двойки» индустрии комиксов (Marvel и DC) издательство основано на принципах кооперации и главенства авторов. Каждый из основателей владеет собственной компанией. Image Comics – зонтичный бренд, отвечающий за организацию производства и распространение продукции. В 1990-е гг. Image Comics пыталось создать собственную вселенную супергероев Imageverse с такими историями, как «Спаун» («Spawn»), «Молодая кровь» («Youngblood»), «Дикий дракон» («Savage Dragon») и др. В 2000-х гг. издательство прославила серия «Ходячие мертвецы» («The Walking Dead»), а в 2010-х гг. – «Сага» («Saga»), «Королевы Крыс» («Rat Queens»), «Посланник» («Descender») и др.
Предыстория
Издательство Image Comics возникло как реакция на практику найма авторов, сложившуюся в конце 1930-х гг. Рынок комиксов США в течение десятилетий возглавляли два издательства – DC и Marvel. Другие компании издавали комиксы, но на массовом рынке, особенно среди супергероики, начиная с 1960-х гг. лидировала «большая двойка». Тиражи серий супергеройских комиксов достигали нескольких миллионов экземпляров. Однако авторы обычно не получали авторских отчислений с продаж.
В 1938 г. Дж. Шустер и Дж. Сигел создали первую историю о Супермене для выпуска Action Comics #1. Серия пользовалась успехов, и Супермен превратился в одного из главных художественных героев Америки. Дж. Шустер и Дж. Сигел не обогатились, так как права на всех созданных ими персонажей автоматически переходили издательству DC Comics. Позднее ситуация с правами получила название «первородного греха комиксов».
В течение Золотого века комиксов и в начале Серебряного века авторы не были широко известны публике. В 1960-х гг. несколько авторов Marvel прославились среди поклонников: сценарист и позднее издатель С. Ли и художники Дж. Кирби и С. Дитко. Тогда же появились конвенты – конференции, посвящённые комиксам и поп-культуре, на которых приглашают выступить именитых авторов. Художники и сценаристы встречаются с фанатами, их популярность растёт, комиксы успешно продаются.
Постепенно авторы стали требовать от издательств процент от продаж. Ситуация накалилась в конце 1980-х гг., в разгар Тёмного века комиксов, когда комиксы освободились от клейма детской продукции. Художники и сценаристы создают графические романы – серьёзные произведения, рассчитанные на взрослую аудиторию. В их числе – «Маус» А. Шпигельмана, «Убийственная шутка» и «Хранители» А. Мура, «Возвращение тёмного рыцаря» Ф. Миллера, «Песочный человек» Н. Геймана и др.
Комиксы стали активно обсуждать в медиа, но авторы по-прежнему оставались на позиции фрилансеров или штатных редакторов. Часть авторов Marvel переманило к себе DC, обещая большую зарплату, но это не решило проблему. В итоге группа молодых художников покинула редакции «большой двойки» и создала собственную компанию.
Создание
В декабре 1991 г. Т. Макфарлейн, Дж. Ли и Р. Лайфелд заявили президенту Marvel Т. Стюарту и редактору Т. Дефалько об уходе из издательства. Одновременно с Макфарлейном, Ли и Лайфилдом об уходе сообщили Э. Ларсен и М. Сильвестри. Примерно в это время из издательства ушёл и Дж. Валентино. Авторы не выдвигали требований, но предупредили работодателей, что систему отношений с художниками и сценаристами нужно менять. Аналогичное сообщение было направлено в DC. К группе предложили присоединиться В. Портасио и К. Клэрмонту, известному по серии «Люди Икс», однако Портасио пришлось выйти из соглашения из-за болезни сестры, а Клэрмонт отказался от приглашения.
В феврале 1992 г. было объявлено о создании издательства Image Comics. Новое издательство было больше похоже на кооператив, а не на классическую корпорацию, т. к. каждый из шести основателей владел своей компанией. Принципы Image Comics: права на персонажей принадлежат создателям; Image Comics не владеет интеллектуальной собственностью, кроме товарного знака на саму компанию (название и логотип); издательство не вмешивается в творческий процесс и не контролирует авторов; компании внутри зонтичного бренда не вмешиваются в творческий и издательский процесс друг друга.
Image Comics должно было заниматься организацией печати и распространения. Партнёры договорились с дружественным издательством Malibu Comics в помощи с организацией выпуска. Первый комикс «Youngblood» #1 («Молодая кровь») Р. Лайфелд должен был выйти сразу после создания издательства, но добрался до прилавков только в апреле 1992 г. В течение всего года сроки выхода комиксов сдвигались. «Spawn» #1 Т. Макфарлейна, ожидавшийся в мае, вышел в июне. «Savage Dragon» #1 Э. Ларсена планировался в июле 1992 г., но вышел в июне 1993 г., «Savage Dragon» #2 вышел в июле 1993 г. Эти персонажи должны были объединиться в собственную вселенную издательства под названием Imageverse.
Издательство в 1990-е гг.
Издательский процесс удалось наладить к 1992 г., Malibu Comics заняло почти 10 % рынка. Image Comics финансово окрепло и отказалось от сотрудничества с Malibu Comics. В конце 1993 г. партнёры решили, что им нужен опытный бизнесмен, и наняли Л. Мардера в качестве исполнительного директора издательства.
Чтобы увеличить количество выпусков и стабилизировать периодичность выхода серий, разные авторы стали нанимать молодых художников. Некоторые из партнёров осудили такую практику, т. к. это повторяло систему «большой двойки». Однако правила издательства запрещали компаниям, состоящим в Image Comics, вмешиваться в творческие и бизнес-процессы друг друга.
На фоне общего спада в индустрии в Image Comics начались конфликты. В 1996 г. из издательства ушёл Р. Лайфелд. По мнению коллег, он использовал бренд Image Comics для продвижения других компаний. Вопрос о его исключении поставили на голосование, но он ушёл вместе со своей компанией Extreme Studios до принятия решения. Дж. Ли продал свою компанию Wildstorm Productions компании DС, т. к. хотел сосредоточиться на творчестве. Его персонажи вошли во вселенную DC, но он сохранил контроль над ними. М. Сильвестри отозвал Top Cow Productions из Image Comics, но позднее вернулся.
В начале 2000-х гг. Т. Макфарлейн проиграл два иска, в которых оспаривал авторские права на некоторых персонажей у писателя Н. Геймана. Гейман и Макфарлейн работали вместе над персонажами Анжела, Средневековый Спаун и Коглиостро: Гейман был автором, а Макфарлейн – художником. В 1997 г. Гейман согласился отдать компании Макфарлейна права на персонажей в обмен на долю в торговых марках для логотипов британского комиксного персонажа Марвелмен (другое название – Мираклмен) Макфарлейн отказался выплачивать деньги, заявив, что один является полноправным владельцем персонажей. Гейман подал в суд. Присяжные единогласно заняли сторону Геймана и поделили права поровну между двумя авторами. Спор окончательно завершился в 2012 г.
Точные условия соглашения не были раскрыты, но позднее стало известно, что Гейман сохранил право собственности на Анджелу, и она стала персонажем Вселенной Marvel, когда Гейман начал работать на Marvel в 2013 г. Впоследствии Макфарлейн также участвовал в нескольких судебных относительно материалов, послуживших вдохновением для Спауна.
Современные серии
В начале 2000-х гг. Дж. Валентино, который руководил делами в качестве главы Image Comics, ушёл в отставку. Заняв место Валентино, Э. Ларсен стал искать новых авторов и расширять тематику комиксов. Первым прорывом молодых авторов стал чёрно-белый комикс «Ходячие мертвецы» («The Walking Dead») Р. Киркмана, опубликованный в 2003 г. Авторы вдохновлялись фильмом «Ночь живых мертвецов» («Night of the Living Dead», 1968, режиссёр Джордж А. Ромеро). В 2010 г. комикс получил премию Айснера, тогда же состоялась премьера одноимённого сериала по мотивам комикса. Киркман стал первым новым партнёром издательства и основал в его рамках собственный импринт – Skybound.
Успехом Image Comics стала «Сага» Б. Вона и Ф. Стейплс. В 2002 г. в издательстве Vertigo (импринт компании DC) у Вона начал выходить комикс «Y: Последний мужчина», ставший популярным. По словам Вона, контракт с Image Comics устраивал его больше. Первый выпуск «Саги», анонсированный Image Comics, разошёлся в 2012 г. по предзаказам, не успев попасть в магазины. Впоследствии сам комикс, а также его авторы неоднократно становились лауреатами премий Айснера, Харви и «Хьюго». В 2013 г. вышел комикс «Королевы крыс» (Rat Queens) сценариста Кёртиса Дж. Виба и художника Р. Апчёрча. В 2015 г. появилась другая известная серия – «Посланник» (Descender) Дж. Лемира и Д. Нгуена.
Image Comics стало третьим издательством после Marvel и DC, хотя по денежным показателям издательство следует за «большой двойкой» с большим отрывом. В 2020 г. в общем объёме рынка доля Marvel составляла 40 %, DC – около 30 %, а Image Comics – только 6 %. При этом «Image Comics» выпускают лишь вполовину меньше новых комиксных релизов (121), чем Marvel (292) или DC (283).