Панель (в комиксах)
Пане́ль (англ. panel), базовая структурная единица комикса, обычно представляющая собой изображение и текст, заключённые в заданные пространственные границы. Обычно панели ограничены со всех сторон рамкой (фреймом) и разделены пустым пространством гаттера. В панелях отображаются основные сцены комикса: сегменты действий, пространств и/или времени, а также абстрактные понятия и идеи. Из панелей, выстроенных автором в связную последовательность, формируется нарратив комикса. В российских и зарубежных исследованиях панель иногда обозначают термином «кадр».
Панель тесно связана с изображением, историей, фреймом, а также отсылками, композицией, освещением, цветом, особенностями линии. Каждая панель вне зависимости от её смыслового содержания может быть охарактеризована тремя параметрами. Первые два являются геометрическими: это форма панели (прямоугольная, квадратная, круглая, трапециевидная и т. д.) и её площадь (см2). Третий параметр касается местоположения панели на странице и в масштабах всего произведения. Не все места на странице равнозначны в смысловом плане, некоторые из них автоматически усиливают отдельные панели, создавая для них естественное преимущество: верхний левый угол, геометрический центр или нижний правый угол, а также, в меньшей степени, верхний правый и нижний левый углы. Таким образом, макет страницы определяет пространственно-топические параметры панели (её форму, площадь и местонахождение), в то время как авторская разбивка истории на панели придаёт последней временны́е координаты (Groensteen. 2007. P. 27, 35).
Большинство исследователей характеризуют панели в описательном ключе как связанные между собой обрамлённые изображения, расположенные на странице комиксов и разделённые пространством гаттера. Вместе с тем понятие занимает важное место в теоретическом осмыслении комикса – концептуализации устройства графического нарратива, репрезентации времени и пространства, практики чтения, грамматики и синтаксиса визуального языка. Художник У. Айснер считает, что основная функция панели связана с демонстрацией течения времени в комиксе. По его мнению, при помощи панелей автор комикса дробит единое повествование на отдельные фрагменты и тем самым решает основную задачу – «выражать идеи и/или рассказывать истории посредством слов и рисунков» (Айснер. 2022. С. 43).
В панелях автор фиксирует мысли, идеи, действия, обстановку или окружающий мир. На последовательном выстраивании панелей как основного элемента комикса строится грамматика комиксного нарратива. Панель выступает связующим звеном, в котором сходятся когнитивные и перцептивные элементы восприятия, а также визуальная грамотность. Функционал панели крайне разнообразен, в частности, она может служить для фиксирования и направления внимания при чтении, для вовлечения читателя в нарратив истории и придания повествованию определённого настроения и эмоций (Айснер. 2022. С. 43–96). У. Айснер выделяет панель как таковую и метапанель (или суперпанель) – страницу в комиксе, которая может содержать любое количество панелей. При этом приоритет в повествовании отдается событиям, происходящим в обычных панелях, – именно они служат инструментом контроля за читательским вниманием (Айснер. 2022. С. 45). Важная особенность комикса состоит в низком контроле его создателей над способом чтения их произведений. В отличие от театра, кино или телевидения, где зрителю недоступна новая информация, пока она не будет продемонстрирована ему в рамках авторского замысла, в комиксе панели не препятствуют читателю скользить взглядом по странице, забегая вперёд. Данная особенность медиума порождает негласный договор между художником и читателем, предусматривающий последовательное чтение панелей на странице. Следуя этой конвенции, авторы членят комиксы на страницы и панели не только из художественных и композиционных соображений, но и исходя из сюжета комикса (Айснер. 2022. С. 46). Эту особенность чтения также отмечает французский исследователь комиксов Т. Грёнстен, обращающий внимание на тотальность читательского восприятия поля страницы или разворота, поскольку фокальное зрение постоянно обогащается периферийным (Groensteen. 2007. P. 19).
Автор и теоретик комиксов С. Макклауд определяет панель как отдельно взятый момент во времени, а её основную функцию связывает с приведением происходящего на странице комикса к общему пространственно-временному знаменателю, изменяемому посредством трансформации рамки и формы панели (Макклауд. 2016). Такие изменения могут влиять на практику чтения комиксов, пусть и в меньшей степени, чем содержание самих панелей. Панель используется для фрагментации рассказываемой истории на отдельные моменты, которые читатель мысленно реконструирует в неразрывную, протяжённую реальность. Автор, с одной стороны, должен быстро сменять панели, чтобы читатель не заскучал и не запутался, а с другой – давать пространство для воображения и домысливания при помощи гаттера. Продолжая айснеровскую метафору комикса как языка, Макклауд считает панели вместилищами знаков, подобных языковым морфемам, которые, в свою очередь, сами являются знаками. При этом панель отличается от языкового знака тем, что не имеет заданного содержания, однако её значение всё же более определённое, чем у изображений, его наполняющих. Внутреннее содержание панели зачастую обусловливается их последовательностью и типом связи между ними. Макклауд вычленяет пять типов переходов между панелями: от момента к моменту, когда читателю не требуется домысливать происходящее; от действия к действию в рамках единой темы; от темы к теме в рамках одной сцены или общей идеи; от сцены к сцене, когда общее повествование может связывать события, разделённые значительными отрезками пространства и времени; от аспекта к аспекту, когда внимание обращается на аспекты места действия, идеи или настроения; и без логической связи как таковой (Макклауд. 2016).
В семиотической теории комиксов Т. Грёнстена панель выступает ключевым элементом и определяется как часть пространства, изолированная гаттером и заключённая в рамку, обеспечивающую её целостность. Для характеристики базовых элементов (в том числе панели) и формы комикса Грёнстен использует понятие пространственно-топической системы, в которой устанавливается значение пространства и места. По его мнению, смысл создаётся в первую очередь за счёт размещения панелей на странице в определённом порядке. Структура разбивки и макета страницы играют ключевую роль в процессе чтения, а эстетические эффекты, создаваемые панелью, гаттером, рамкой и полями, имеют решающее значение для оперативной логики комиксов как смысловой системы. (Groensteen. 2007. P. viii–ix). Вместе с тем комиксная панель не является эквивалентом кинематографического кадра, поскольку для читателя комикса она существует значительно дольше на перцептивном и когнитивном уровнях, чем кадр для кинозрителя. При просмотре фильма зритель не чувствует, что находится перед множеством равноценных повествовательных высказываний первого порядка, которыми являются панели. В отличие от моментально сменяющих друг друга кинематографических кадров, панели медленно накапливают информацию, чтобы породить повествовательное высказывание второго порядка – цельную историю (Groensteen. 2007. P. 25–26).
Говоря о содержании панелей, британский лингвист М. Сарачени отмечает, что обычно они отображают отдельные моменты действия. Сарачени критикует представление о панели как о моментальной фотографии. По его мнению, панель носит более многоаспектный характер, т. к. её содержание редко отражает лишь мгновение в сюжете комикса. Читатель рассматривает панели как часть повествования, поскольку обычно они содержат фрагменты диалогов, действие которых длится значительно дольше, чем снимок фотокамеры, захватывающей доли секунды. Знаками подобного увеличения длительности событий, происходящих на панели, могут служить ширина панели или особенности её границ (Saraceni. 2003. P. 7–8).
Американские исследователи медиа и коммуникаций Р. Данкан и М. Смит предлагают осмыслять комикс как акт коммуникации исходя из математической теории информации К. Шеннона (Duncan. 2009; Шеннон. 1963). Анализируя комикс на этапе кодирования сообщения, Данкан и Смит уделяют большое внимание панели, которую авторы комикса наполняют определёнными моментами действия. По их мнению, этот процесс инкапсуляции – вкладывания некоторых моментов в панель – играет центральную роль в коммуникации комикса как медиума и выступает ключевым этапом в создании сообщения. Данкан и Смит понимают под панелью последовательно выстроенные прямоугольники в рамках, обычно разделённые пространством гаттера. Взаимодействие соседних панелей может порождать новые смыслы, которых не было в каждой из них в отдельности. Таким образом, отношения между панелями устанавливаются до того, как детали композиции в них будут выбраны и визуализированы, а от того, какие именно моменты будут инкапсулированы на конкретной странице, в значительной мере зависит, насколько успешно страница будет работать как единое целое (Duncan. 2009. P. 10–12, 139).
В теории Р. Данкана и М. Смита панель выступает базовой единицей коммуникации, занимающей ограниченное пространство на странице и заключающей в себе конечный или неопределённый промежуток времени. Вопрос длительности этого времени обусловлен текстуальной, содержательной частью панели, а также сюжетом. Чем больше слов в панели, тем ниже темп чтения и тем больше времени она занимает в пространстве комиксного повествования. Текст панелей, расположенный как подпись к картинке, обычно не влияет на временной интервал панели, если только они не могут быть отнесены к персонажу истории или не описывают течение времени как таковое. И если текст в панелях замедляет время действия в комиксе, то его отсутствие ускоряет. Эффектные боевые сцены обычно содержат меньше слов, поскольку действие на странице становится более интенсивным, а темп повествования нарастает по мере того, как читатель быстро переходит от панели к панели. Значение имеет и размер панели, при помощи которого расставляются смысловые акценты и демонстрируется протяжённость момента повествования. Данкан и Смит не стремятся дать чёткое определение панели, т. к. авторы постоянно экспериментируют с её традиционной формой: не все панели комиксов заключены в рамку и не все изображения, заключённые в рамку, функционируют как панель. Локомотивами подобного расширения привычного понимания и функционирования панелей выступают художники-новаторы, такие как Б. Кригштейн, А. Шпигельман, Дж. Кесада или Д. В. Мак и др. (Duncan. 2009. P. 131–142).
Автор и исследователь комиксов М. Силади отмечает автономность панели, в которой как в базовой единице комикса воплощаются его структура и смысл. Благодаря взаимосвязи с другими изображениями, текстом и культурным контекстом читателя панель преображается в комикс. Панель может быть описана как портал, т. е. способ переноса читателя из реального мира в мир комиксов, как отношение, как форма мышления и бытования комикса. При этом действия, разворачивающиеся в таком портале-панели, – это не застывший момент времени, поскольку события в нём развиваются как физически, так и эмоционально, что делает их целостным и самодостаточным миром. Рассматриваемая как отношения панель никогда не принимает окончательную, застывшую форму, но постоянно меняет своё значение в зависимости от интерпретации каждым читателем комикса. Выстраиваемые в ней отношения позволяют воспринимать панель как самостоятельный комикс (например, однопанельные гэги Дж. Ормс и Г. Ларсона, обложки журнала The New Yorker и интернет-мемы). По мнению Силади, для комикса достаточно панели и отношений внутри неё, а также связи изображений с текстом. Тем самым существенно расширяется определение комиксов, к которым приравнивается большой спектр изображений и объектов (Silady. 2021. 162–163).
Каждый мем, сделанный по готовому шаблону и наполненный новым авторским текстом, который обретает новые контексты и смыслы при переходе от одного пользователя к другому, демонстрирует значение панели, которое может быть менее очевидным в классических комиксах. Описывая панель как мышление, Силади обращается к собственному опыту работы над комиксами и характеризует панель как результат сложного процесса создания художественного произведения, как способ осмысления окружающего мира, как инструмент переработки воспоминаний и как репрезентацию жизненного опыта. Как полноценный комикс и способ мышления панель перестаёт быть предметом сугубо формального анализа прямоугольного или квадратного пространства на странице и предстаёт самостоятельным объектом художественной рефлексии (Silady. 2021. 160–164).
Британская исследовательница Х. Эрл считает панель основным элементом комикса, изображением, заключённым в определённые пространственные границы и сочетающим визуальные и языковые средства. Панель может содержать конкретный момент времени, мысль или идею, а её предназначение состоит в создании осмысленной последовательности в ряду других панелей. Не будучи автономной категорией, панель не может существовать сама по себе и представляет собой строительный блок наподобие абзаца в романе (Earle. 2021. P. 24–25).
Большинством авторов панель рассматривается как базовая единица комиксного повествования. Её функционал чрезвычайно широк и зависит лишь от искушённости, мастерства и фантазии автора. В российском сообществе любителей комиксов в значении панели превалирует термин «кадр», что нашло своё отражение в переводах на русский язык работ С. Макклауда и У. Айснера и зачастую приводит к терминологической путанице.