Киберпанк
Киберпа́нк (англ. cyberpunk), жанр литературы, кинематографа и популярной культуры в целом, описывающий мир будущего как антиутопию. Максимой жанра (а также сеттинга) является сформулированный американским писателем-фантастом Гарднером Дозуой критерий High tech. Low life («Высокие технологии, низкий уровень жизни»). Основателями литературного жанра считаются У. Гибсон и Б. Стерлинг (род. 1954).
Киберпанк, будучи формой антиутопии, апеллирует к вопросам социального устройства общества будущего. С точки зрения авторов киберпанка, будущий мир следует рассматривать как оксюморон, или сочетание несочетаемого, где высокие технологии (с упором на информационные технологии, кибернетику и генетику) сочетаются с низким уровнем жизни большей части населения планеты. При этом, как правило, авторами произведений в жанре киберпанка выносятся за скобки рассуждения о том, каким образом мир, поделённый на части между транснациональными корпорациями и преступными группировками, достиг высокого технологического развития.
История
Первый роман в жанре киберпанка был опубликован в 1984 г. канадским писателем У. Гибсоном. «Нейромант», названный по имени одного из героев книги – искусственного интеллекта, – рассказывает историю хакера Кейса, который для того, чтобы выжить, вынужден лавировать между преступным синдикатом якудза и могущественной корпорацией Тессье-Эшпул. Книга была хорошо встречена критиками и ещё более радушно читателями. В 1984–1985 гг. она получила наиболее престижные премии в области научной фантастики – «Хьюго», «Небьюла» и премию имени Ф. К. Дика. В романе Гибсона были представлены основные элементы, характерные для киберпанка: наличие транснациональных преступных группировок и корпораций, искусственный интеллект, киберпространство, аугументация (замена органических органов человека искусственными).
На волне успеха романа Гибсона в 1985 г. был опубликован роман другого представителя жанра киберпанка, Б. Стерлинга, «Схизматрица» («Schismatrix»). В отличие от произведения Гибсона, более ориентированного на презентацию технологических достижений, связанных с развитием компьютеров, виртуальной реальности и искусственного интеллекта, роман Стерлинга описывал другую сторону жанра – вопрос модификации человеческого тела посредством его кибернизации либо изменения генома. «Схизматрица» была прохладно встречена критиками и профессиональным сообществом; её выдвижение на премию «Небьюла» в 1986 г. не увенчалась успехом. Премию в номинации за лучший научно-фантастический роман получил О. С. Кард за роман «Игра Эндера» («Ender’s Game», 1985). В 1987 г. роман У. Гибсона «Граф Ноль» («Count Zero», 1986) уступил роману Карда «Голос тех, кого нет» («Speaker for the Dead», 1986) – продолжению «Игры Эндера».
Выход в свет двух романов в жанре киберпанк положил начало одному из значимых движений в научно-фантастической литературе и культуре в целом. Вокруг Б. Стерлинга сложился круг единомышленников из молодых авторов [Дж. Ширли (род. 1953), Р. Рюкер (род. 1946), П. Кэдиган (род. 1953) и Л. Шайнер (род. 1950)], которые, представив свой стенд «киберпанк», выступили единым коллективом на проходившем в 1985 г. Национальном конвенте любителей научной фантастики в городе Остин (США). Произведения указанных авторов легли в основу первой жанровой антологии «Зеркальные очки. Антология киберпанка» («Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology», 1986). Вступление к антологии, принадлежащее перу Брюса Стерлинга, стало манифестом нового движения.
В течение последующих десяти лет киберпанк оставался одним из наиболее востребованных жанров в области научной фантастики. Окончание доминирования киберпанка знаменует выход в свет фантастических романов Б. Бетке «Распад головы» («Headcrash», 1995) и Н. Стивенсона «Алмазный век» («The Diamond Age», 1995), в которых были высмеяны основные шаблоны киберпанка. Конец киберпанку – популярному течению в научной фантастике положило сделанное в начале 2000-х гг. заявление Б. Стерлинга о киберпанке как пройденном этапе (Sterling. 2003).
Стиль и темы
Киберпанк – научно-фантастический жанр, в котором представлены картины «социальной фантастики». В основе большинства произведений жанра 1980-х гг. лежит характерный для общества США страх перед усиливающимися азиатскими «драконами» и «тиграми», перед Японией как государством, всё более активно захватывающим американский рынок. Первым произведением киберпанка в кинематографе считается художественный фильм «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982, режиссёр Р. Скотт), снятый по мотивам творчества писателя-фантаста Ф. К. Дика. Впоследствии У. Гибсон заявлял, что именно «Бегущий по лезвию» в наибольшей степени соответствует той стилистике, которую он пытался создать в своём романе «Нейромант». Характерно, что уже в «Бегущем по лезвию» нашёл отражение страх американцев перед экономической экспансией Азии.
Наиболее полно характеризуют указанную ситуацию постоянные упоминания авторами, работающими в жанре киберпанка, транснациональных преступных конгломератов (самым могущественным из которых является японская якудза), отсылки к элементам японской и, шире, восточной культуры (например, главный герой «Нейроманта» живёт в трущобах агломерации Токио-Иокогама), указания на технологическое преимущество Азии по сравнению с Западом (герои киберпанк-произведений, как правило, используют азиатские технологии). Особенно ярко страх перед технологическим могуществом Азии представлен в фильме «Джонни Мнемоник» («Johnny Mnemonic», 1995, режиссёр Р. Лонго), снятом по одноимённому рассказу У. Гибсона, где высокотехнологичная, поделённая между корпорациями, задыхающаяся в протестах экологов Япония противопоставлена практически разрушенным США, на территории которых властвуют банды наёмников.
В мире киберпанка действуют корпорации, представляющие перманентную экзистенциальную угрозу, а постоянный информационный шум, вездесущая реклама и маркетинг заставляют героя пребывать в постоянном возбуждении. Имея это в виду, американский философ-марксист Ф. Джеймисон отметил, что киберпанк – «высшее литературное выражение если не постмодернизма, то позднего капитализма» (Джеймисон. 2019. С. 58). Произведения киберпанка по своей атмосфере схожи с готикой. Ключевыми темами для него выступают упадок, беспомощность, нерешительность, безумие, паранойя, преследование, таинственность, беспокойство, страх. Кроме того, в киберпанке присутствуют отсылки к нуар-фильмам и приёмы, характерные для детектива.
Киберпанк в популярной культуре
Жанр киберпанка широко представлен в популярной культуре. В 1982 г. вышел американский фильм «Трон» («Tron», режиссёр С. Лисбергер), действие которого происходит в виртуальной реальности, а главный герой должен спасти компьютерные программы от тоталитарной тирании искусственного интеллекта. В 1995 г. свет увидел уже упомянутый фильм «Джонни-мнемоник». Фильм, повествующий о приключениях курьера, в чей мозг был вживлён специальный чип, воспроизводил все основные сюжетные ходы жанра – антиутопичный мир, могущественные корпорации, жестокие преступные кланы якудза и всепроникающие электронные технологии в сочетании с нищетой, социальным расслоением и преступностью. Несмотря на то что сценарий фильма написал сам У. Гибсон, картина провалилась в прокате. Однако провал «Джонни-мнемоника» не означал отказа от попыток представить жанр киберпанка в кино.
Например, в 1997 г. появился фильм «Нирвана» («Nirvana», режиссёр Г. Сальваторес), являющийся наиболее ярким представителем жанра в кинематографе. Картина «Матрица» («The Matrix», 1999) и два её продолжения – «Матрица: Перезагрузка» («The Matrix Reloaded», 2003) и «Матрица: Революция» («The Matrix Revolutions», 2003; все три – режиссёры Л. Вачовски и Л. Вачовски) оказали сильнейшее влияние на популярную культуру и укрепили позиции жанра в целом.
В 2010-х гг. интерес к киберпанку в кинематографе возрос, что нашло отражение в ремейках и продолжениях киберпанк-картин: «Вспомнить всё» («Total Recall», 2012, режиссёр Л. Уайзман), «Робокоп» («RoboCop», 2014, режиссёр Ж. Падилья), «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell», 2017, режиссёр Р. Сандерс), «Трон: Наследие» («Tron», 2010, режиссёр Дж. Косински), «Матрица: Воскрешение» («The Matrix Resurrections», 2021, режиссёр Л. Вачовски).
То внимание, которое уделяли авторы киберпанк-произведений Японии, в значительной степени предопределило востребованность жанра в данной стране. В настоящее время создано несколько сотен различных аниме и манга на тему киберпанка, наиболее известные из которых «Яблочное зернышко» («Appleseed», 1988, режиссёр Катаяма Кадзуёси), «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell», 1989–1991, режиссёр Катаяма Кадзуёси), «Кибергород Эдо» («Cyber City Oedo 808», 1990–1991, режиссёр Кавадзири Ёсиаки), «Кризис каждый день» («Bubblegum Crisis», 1987–1991, режиссёр Акияма Кацухито), «Передовая полиция» («A.D. Police: Dead End City», 1990, режиссёры Икэгами Такамаса, Нисимори Акира), «Ангел-полицейский» («Angel Cop», 1989–1994, режиссёр Итано Итиро), «Евангелион» («Shin seiki evangerion», 1995–1996, режиссёр Анно Хидэаки), «Психопаспорт» («Psycho-Pass», 2012–2013, режиссёры Сиотани Наоёси, Вада Такэси).
Как правило, указанные манга и аниме описывают борьбу против транснациональных преступных группировок правоохранительных структур будущего. При этом и преступники, и полицейские используют агентов, подвергшихся усовершенствованию с помощью кибернетических или геномных технологий. Сама борьба между правоохранителями и преступниками разворачивается в мире, поделённом между корпорациями, которые в конфликте между собой используют и преступников, и полицейских. А главный герой, участвующий в этой борьбе, вынужден переживать психологический кризис, когда обнаруживает, что его идеалы не соответствуют тому миру, в котором он вынужден существовать.
Значительное влияние киберпанк оказал на сферу видеоигр. В 1980–2000-е гг. вышло множество игр, близких к жанру/сеттингу киберпанка. Наиболее известными из них являются серии игр «Deus Ex» (2000–2016), «Syndicate» (1993–2012), «System Shock» (1994–2021). В 2020 г. вышла приключенческая ролевая игра и шутер от первого лица «Cyberpunk 2077» (2020), где в наибольшей степени воплотились характерные черты киберпанка как жанра (антиутопичность, близость глобальной катастрофы, гнёт корпораций, практика промышленного шпионажа, плохая экологическая обстановка и т. д.).