#Действительные члены (академики) АПН СССР
Действительные члены (академики) АПН СССР
Тег

Действительные члены (академики) АПН СССР

Действительные члены (академики) АПН СССР
Найденo 14 статей
Психология
ПсихологиПсихологи
Бодалёв Алексей Александрович
Бодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).
Психологи
Леонтьев Алексей Николаевич
Лео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).
Алексей Леонтьев
Психологи
Шеварёв Пётр Алексеевич
Шеварёв Пётр Алексе́евич (1892–1972), советский психолог, исследователь в области психологии восприятия и мышления, автор теории обобщённых ассоциаций. Рассматривал ассоциации как центральную проблему общей и педагогической психологии; показал значение ассоциаций в качестве элемента мыслительных процессов человека в различных видах учебной деятельности. Основные работы: «Обобщённые ассоциации в учебной работе школьников» (1959), «О роли ассоциаций в процессе мышления» (1966), «К вопросу о структуре восприятий» (1962).
Пётр Шеварёв. 1969
Психологи
Талызина Нина Фёдоровна
Талы́зина Ни́на Фёдоровна (1923–2018), российский (советский) психолог, исследователь в области педагогической психологии (психологии обучения), автор деятельностной теории учения, создатель кафедры педагогики и педагогической психологии на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (1966), учебного центра по переподготовке работников вузов по психолого-педагогическим основам учебного процесса в высшей школе при факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (1989).
Нина Талызина
Психологи
Поддьяков Николай Николаевич
Поддья́ков Никола́й Никола́евич (1929–2021), советский и российский психолог, специалист в области психического развития детей дошкольного возраста, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1978), академик Академии педагогических наук СССР (1990) и Российской академии образования. Автор оригинальной концепции психического развития ребёнка и системы принципов построения программ воспитания и обучения дошкольников. Выделил и изучал основные закономерности развития важнейшей деятельности ребёнка – детского экспериментирования. В качестве одного из значимых качеств личности дошкольника выделял и исследовал игровую позицию, игровое отношение к жизни. Автор оригинальных методик обучения и диагностики, изобретатель и конструктор объектов для изучения познавательной деятельности детей. Опубликовал более 150 работ, некоторые из которых переведены на иностранные языки, избранные фрагменты входят в отечественные хрестоматии по психологии для студентов университетов.
Николай Поддьяков
Психологи
Эльконин Даниил Борисович
Элько́нин Дании́л Бори́сович (1904–1984), российский (советский) психолог, специалист по детской и педагогической психологии. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, разработал общую периодизацию психического развития ребёнка, основанную на понятии ведущей деятельности, создал теорию детской игры. Разработал метод обучения младших школьников чтению с помощью звукового анализа слов, совместно с В. В. Давыдовым разработал теорию развивающего обучения.
Даниил Эльконин
Психологи
Ананьев Борис Герасимович
Ана́ньев Бори́с Гера́симович (1907–1972), российский (советский) психолог, лидер ленинградской психологической школы. Декан факультета психологии ЛГУ (ныне Санкт-Петербургский государственный университет; 1967–1972). Занимался проблемами педагогической психологии, восприятия, общения, восстановления работоспособности раненых. Разрабатывал систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук вокруг психологии как центральной науки о человеке.
Борис Ананьев
Психологи
Рубинштейн Сергей Леонидович
Рубинште́йн Серге́й Леони́дович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Разработал методологию психологического исследования, в основе которой лежат принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, единства психологического изучения ребёнка и его воспитания и обучения и др. В русле разработанной Рубинштейном концепции психических явлений как процессов он вместе со своими учениками и последователями (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др.) теоретически и экспериментально изучал особенности мышления как процесса и как деятельности. Занимался психологическими проблемами восприятия, способностей, личности, вопросами теории и истории психологии.
Сергей Рубинштейн
1
2