#Советская психология
Советская психология
Тег

Советская психология

Советская психология
Найденo 84 статьи
Психология
ПсихологиПсихологи
Бодалёв Алексей Александрович
Бодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).
Психологи
Леонтьев Алексей Николаевич
Лео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).
Алексей Леонтьев
Психологи
Блонский Павел Петрович
Бло́нский Па́вел Петро́вич (1884–1941), российский и советский психолог, педагог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, один из основоположников советской педологии. Профессор (1918), доктор педагогических наук (1935). После Октябрьской революции занял марксистские позиции, рассматривал психологию как объективную науку о поведении человека. Занимался вопросами обучения и воспитания детей, разработкой содержания образовательных программ для начальной и средней школы. В первые годы советской власти являлся сторонником новых форм обучения в трудовой школе, формирование новой школы рассматривал как основу развития советского общества. Занимался организационной деятельностью в области образования: работал в Государственном учёном совете Наркомпроса, в Академии социального воспитания и др. Позже исследовал процессы памяти и мышления, предложил классификацию памяти по генетическому принципу (моторная, аффективная, образная, вербальная), исследовал взаимосвязь различных психических процессов (памяти и мышления, мышления и речи). Автор учебников по педагогике и педологии для средней школы и вузов.
Психология
Научные проблемы, задачи
Дискуссия по теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина
Диску́ссия по тео́рии поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, полемика вокруг выдвинутой П. Я. Гальпериным гипотезы формирования умственных действий, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии» в конце 1950-х гг. Первые устные и письменные выступления Гальперина, обобщающие результаты исследований по проблеме формирования умственных действий, вызвали противоречивое отношение со стороны специалистов в области школьного обучения – психологов и педагогов. На страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия, начало которой положила статья Гальперина «Умственное действие как основа формирования мысли и образа» (1957). Критический отклик на неё был представлен статьями Ю. А. Самарина, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер; в поддержку развиваемых Гальпериным идей выступили Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и В. В. Репкин. Формальным завершением дискуссии можно считать статью Гальперина «Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий» (1960), в которой он с опорой на полученные экспериментальные данные приводит доводы, подтверждающие выдвинутую им гипотезу, а также обозначает перспективы будущих исследований.
Психология
Психологи
Подольский Андрей Ильич
Подо́льский Андре́й Ильи́ч (род. 1947), российский психолог, специалист в области возрастной, педагогической психологии и психологии развития, ученик и последователь П. Я. Гальперина. Создатель нового подхода к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека. Доктор психологических наук (1987), профессор (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997), заслуженный профессор МГУ (2002), почётный доктор Хельсинского университета (2007). Автор 200 монографий, учебных пособий и статей в отечественных и зарубежных периодических изданиях.
Андрей Подольский
Психологи
Шмелев Александр Георгиевич
Шмелёв Алекса́ндр Гео́ргиевич (род. 1954), советский и российский психолог, специалист в области экспериментальной психосемантики, психодиагностики и психометрики. Автор-разработчик и научный руководитель создания множества психодиагностических методик. Доктор психологических наук (1994). Заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (2011). Член экспертного совета ежегодного конкурса «Лидеры России» (с 2017). Член научно-редакционной коллегии Большой российской энциклопедии.
Александр Шмелев
Психологи
Кабанова-Меллер Евгения Николаевна
Каба́нова-Ме́ллер Евге́ния Никола́евна (1902–1997), советский психолог, специалист в области педагогической психологии, исследователь приёмов учебной работы школьников, автор концепции обобщённых приёмов и умственного развития учащихся. Основные исследования выполнены в Институте общей и педагогической психологии АПН (ныне ПИ РАО) в лаборатории психологии обучения (впоследствии лаборатории учения и умственного развития). Разработанные Кабановой-Меллер приёмы учебной работы направлены на повышение качества школьного обучения. Получила орден «Знак Почёта» за выслугу лет (1952) и Вторую премию имени К. Д. Ушинского за книгу «Психология формирования знаний и навыков у школьников» (1963).
Психология
Психологи
Истомина Зинаида Михайловна
Исто́мина Зинаи́да Миха́йловна (1917 – между 1999 и 2004), советский и российский психолог, исследователь в области психологии памяти, автор трудов по развитию непроизвольной и произвольной памяти в дошкольном возрасте. Доктор психологических наук (1975), профессор. Первое исследование развития произвольной памяти дошкольников провела под руководством А. Н. Леонтьева. Впоследствии в лаборатории памяти Института психологии (ныне ПИ РАО) под руководством А. А. Смирнова исследовала становление мнемических процессов у ребёнка, особенности произвольной и непроизвольной памяти, возможности развития логической, смысловой памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Психология
Психологи
Бейн Эсфирь Соломоновна
Бейн Эсфи́рь Соломо́новна (1916–1981), советский психолог, доктор педагогических наук по психологии. Специализировалась в области нейропсихологии, психологии восприятия и патологии речи. Наибольший вклад внесла благодаря работам по восстановлению речи у людей с афазиями. Работала совместно с А. Р. Лурией. Руководила группой нейропсихологов и логопедов Научно-исследовательского института неврологии Академии медицинских наук СССР. Член учёного совета Института дефектологии Академии медицинских наук СССР.
Эсфирь Бейн
Психологи
Шеварёв Пётр Алексеевич
Шеварёв Пётр Алексе́евич (1892–1972), советский психолог, исследователь в области психологии восприятия и мышления, автор теории обобщённых ассоциаций. Рассматривал ассоциации как центральную проблему общей и педагогической психологии; показал значение ассоциаций в качестве элемента мыслительных процессов человека в различных видах учебной деятельности. Основные работы: «Обобщённые ассоциации в учебной работе школьников» (1959), «О роли ассоциаций в процессе мышления» (1966), «К вопросу о структуре восприятий» (1962).
Пётр Шеварёв. 1969
1
2
3
4
5