Библиографический источник

Дело, Мысль и Слово Алексея Николаевича Леонтьева

А. Н. Ждан, Е. Е. Соколова

Заглавие:

Дело, Мысль и Слово Алексея Николаевича Леонтьева

Автор:
Объём:

23 с.

Аннотация:

Актуальность. В статье представлены важнейшие события творческой биографии А.Н. Леонтьева (1903-1979), проанализированы некоторые моменты созданной им психологической теории деятельности. Актуальность обращения к наследию А.Н. Леонтьева и его школы определяется реализованной в нем методологии психологических исследований, альтернативной господствующим в современной мировой науке подходам к изучению сознания. Целями работы были выделение тех моментов психологической теории деятельности, которые нашли свою успешную реализацию в «высоко-организованной практике», и обсуждение ряда дискуссионных вопросов культурно-деятельностной психологии. Источниками исследования, историко-психологического по жанру и методам, выступили не только известные работы А.Н. Леонтьева, его соратников и оппонентов, но и некоторые архивные материалы, в том числе те, которые ранее не были введены в научный оборот.Результаты. Предложено новое решение проблемы соотношения Слова и Дела, ставшей в свое время предметом дискуссий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и обсуждаемой до сих пор в современной литературе. Утверждается, что учение А.Н. Леонтьева о формах связи значений и смыслов в структуре сознания вошло составной частью в методологические основы «педагогики свободы», ориентированной на формирование культуры мышления обучающихся и их личностное развитие; приведены примеры реализации подобной педагогики в обучении студентов на факультете психологии МГУ. На основе изучения личных писем из семейного архива представлены некоторые новые подробности административно-организацион-ной деятельности А.Н. Леонтьева во время Великой Отечественной войны. Выводы. В качестве ближайших задач историко-психологического изучения творческого наследия А.Н. Леонтьева следует назвать: 1) анализ эмпирических исследований его школы в 1940-е и последующие годы; 2) системное изучение вклада данной школы в практическую психологию; 3) создание полной и подробной хронологии жизни и творчества А.Н. Леонтьева; 4) написание учебно-методических пособий для обучающихся психологии с разъяснением сложных положений теории деятельности А.Н. Леонтьева и противоречий в ней, а также с научными комментариями к его работам с учетом социокультурного контекста их создания.

Ключевые слова:

А.Н. Леонтьев, деятельность, значение, Л.С. Выготский, смысл, сознание, факультет психологии МГУ, харьковская школа, A.N. Leontiev, activity, consciousness, faculty of psychology, Kharkov school, L.S. Vygotsky, meaning, Moscow State University, sense

Язык текста:

Русский

Сведения об источнике:

Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2023. – Т. 46, № 2. – С. 23–45.

Электронная версия:
Перейти
Дата публикации:
Дата публикации: