#Московская психология
Московская психология
Тег

Московская психология

Московская психология
Найденo 57 статей
Психология
ПсихологиПсихологи
Бодалёв Алексей Александрович
Бодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).
Психологи
Леонтьев Алексей Николаевич
Лео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).
Алексей Леонтьев
Психологи
Блонский Павел Петрович
Бло́нский Па́вел Петро́вич (1884–1941), российский и советский психолог, педагог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, один из основоположников советской педологии. Профессор (1918), доктор педагогических наук (1935). После Октябрьской революции занял марксистские позиции, рассматривал психологию как объективную науку о поведении человека. Занимался вопросами обучения и воспитания детей, разработкой содержания образовательных программ для начальной и средней школы. В первые годы советской власти являлся сторонником новых форм обучения в трудовой школе, формирование новой школы рассматривал как основу развития советского общества. Занимался организационной деятельностью в области образования: работал в Государственном учёном совете Наркомпроса, в Академии социального воспитания и др. Позже исследовал процессы памяти и мышления, предложил классификацию памяти по генетическому принципу (моторная, аффективная, образная, вербальная), исследовал взаимосвязь различных психических процессов (памяти и мышления, мышления и речи). Автор учебников по педагогике и педологии для средней школы и вузов.
Психология
Психологи
Подольский Андрей Ильич
Подо́льский Андре́й Ильи́ч (род. 1947), российский психолог, специалист в области возрастной, педагогической психологии и психологии развития, ученик и последователь П. Я. Гальперина. Создатель нового подхода к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека. Доктор психологических наук (1987), профессор (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997), заслуженный профессор МГУ (2002), почётный доктор Хельсинского университета (2007). Автор 200 монографий, учебных пособий и статей в отечественных и зарубежных периодических изданиях.
Андрей Подольский
Психологи
Кабанова-Меллер Евгения Николаевна
Каба́нова-Ме́ллер Евге́ния Никола́евна (1902–1997), советский психолог, специалист в области педагогической психологии, исследователь приёмов учебной работы школьников, автор концепции обобщённых приёмов и умственного развития учащихся. Основные исследования выполнены в Институте общей и педагогической психологии АПН (ныне ПИ РАО) в лаборатории психологии обучения (впоследствии лаборатории учения и умственного развития). Разработанные Кабановой-Меллер приёмы учебной работы направлены на повышение качества школьного обучения. Получила орден «Знак Почёта» за выслугу лет (1952) и Вторую премию имени К. Д. Ушинского за книгу «Психология формирования знаний и навыков у школьников» (1963).
Психология
Психологи
Истомина Зинаида Михайловна
Исто́мина Зинаи́да Миха́йловна (1917 – между 1999 и 2004), советский и российский психолог, исследователь в области психологии памяти, автор трудов по развитию непроизвольной и произвольной памяти в дошкольном возрасте. Доктор психологических наук (1975), профессор. Первое исследование развития произвольной памяти дошкольников провела под руководством А. Н. Леонтьева. Впоследствии в лаборатории памяти Института психологии (ныне ПИ РАО) под руководством А. А. Смирнова исследовала становление мнемических процессов у ребёнка, особенности произвольной и непроизвольной памяти, возможности развития логической, смысловой памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Психология
Психологи
Моросанова Варвара Ильинична
Мороса́нова Варва́ра Ильи́нична (род. 1948), российский психолог, исследователь в области общей психологии, дифференциальной психологии, психологии труда и психологии спорта. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, почётный работник науки и техники Российской Федерации. Автор концепции индивидуального стиля саморегуляции, дифференциального и ресурсного подходов к исследованию осознанной саморегуляции человека, возглавляет и развивает российскую научную школу психологии саморегуляции.
Варвара Моросанова
Психологи
Шеварёв Пётр Алексеевич
Шеварёв Пётр Алексе́евич (1892–1972), советский психолог, исследователь в области психологии восприятия и мышления, автор теории обобщённых ассоциаций. Рассматривал ассоциации как центральную проблему общей и педагогической психологии; показал значение ассоциаций в качестве элемента мыслительных процессов человека в различных видах учебной деятельности. Основные работы: «Обобщённые ассоциации в учебной работе школьников» (1959), «О роли ассоциаций в процессе мышления» (1966), «К вопросу о структуре восприятий» (1962).
Пётр Шеварёв. 1969
Психологи
Рузская Антонина Григорьевна
Ру́зская Антони́на Григо́рьевна (1925–2015), советский и российский психолог, исследователь в области возрастной психологии и психологии развития; представитель основанного М. И. Лисиной направления по изучению генезиса коммуникативной деятельности ребёнка. Изучала формирование перцептивных действий у детей дошкольного возраста, а также общение со взрослыми и сверстниками и его влияние на овладение дошкольниками различными формами и функциями речи. Результаты исследований получили отражение в изданных под научной редакцией А. В. Запорожца и В. П. Зинченко сборниках, в трудах сотрудников лаборатории Лисиной.
Психология
Психологи
Конопкин Олег Александрович
Коно́пкин Оле́г Алекса́ндрович (1931–2008), российский учёный, доктор психологических наук, исследователь в области общей, педагогической и инженерной психологии, психологии труда. Создатель теории осознанной саморегуляции деятельности человека, основоположник российской научной школы психологии саморегуляции. Автор более 100 научных работ, в том числе монографии «Психологические механизмы регуляции деятельности» (1980). Профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ.
Олег Конопкин
1
2
3
4
5