#Московская психологияМосковская психологияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМосковская психологияМосковская психологияНайденo 63 статьиОбразовательные технологииОбразовательные технологии Педагогика и психология исключительного детства КащенкоПедаго́гика и психоло́гия исключи́тельного де́тства Ка́щенко, система педагогических и психологических идей В. П. Кащенко, связанная с воспитанием и обучением детей с нарушениями поведения. Главный принцип, из которого она исходит – социальная обусловленность детской исключительности, в том числе трудностей характера. К основным положениям относятся: единство исследовательской и практической работы педагогов; определяющая роль педагогических методов коррекции нарушений характера в комплексной медико-педагогической помощи детям; особое внимание к формированию личности ребёнка – в частности, воспитание через труд; единство коррекционных и профилактических мероприятий. Разработанная Кащенко система педагогической коррекции способствовала оформлению в России дефектологии (впоследствии коррекционной педагогики) как самостоятельной области научного знания, а её практическая эффективность была подтверждена специалистами, работающими с детьми с нарушениями развития.Психологи Занков Леонид ВладимировичЗанко́в Леони́д Влади́мирович (1901–1977), советский психолог, педагог, дефектолог, специалист в области психологии памяти, педагогической психологии, психологии развития, дидактики начальной школы и специальной (коррекционной) педагогики. Доктор педагогических наук (по психологии) (1943), профессор (1943), действительный член Академии педагогических наук СССР (1968), заслуженный деятель науки РСФСР (1977). Ученик Л. С. Выготского. Основной предмет исследований Занкова – проблема соотношения обучения и умственного развития: он изучал особенности обучения (в их взаимосвязи с развитием) нормально развивающихся детей и детей, имеющих нарушения в познавательной сфере. Разрабатывая проблему соотношения обучения и умственного развития, Занков создал оригинальную систему экспериментального обучения в начальной школе, которая была успешно реализована в школьной практике; сформулировал дидактические принципы экспериментального обучения, главным из которых стал принцип обучения на высоком уровне трудности. Дидактическая система Занкова вызвала критику сторонников системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В области обучения и воспитания глухих и умственно отсталых детей Занков показал необходимость специальных мероприятий, направленных на коррекцию их познавательного развития. Разрабатывал проблемы соотношения слова и наглядности в обучении, методов педагогического эксперимента.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Дидактическая система ЗанковаДидакти́ческая систе́ма Занко́ва, экспериментальная система начального школьного обучения, созданная советским педагогом и психологом Л. В. Занковым во 2-й половине 20 в. Система разработана в рамках педагогического исследования связи между построением обучения и ходом общего психического развития школьников. Теоретическим основанием системы Занкова выступили представления Л. С. Выготского о соотношении обучения и умственного развития. В рамках дидактической системы Занкова были разработаны учебные программы по всем учебным предметам начальной школы, что обеспечило возможность широкого применения системы в образовательной практике. Одним из заметных итогов обучения детей по системе Занкова явился переход с четырёхлетнего на трёхлетнее начальное обучение. Сформулированные Занковым принципы дидактической системы и результаты её реализации в образовании вызвали критику со стороны В. В. Давыдова, одного из авторов теории развивающего обучения.Психологи Андреева Галина МихайловнаАндре́ева Гали́на Миха́йловна (1924–2014), советский и российский социальный психолог, социолог, социальный философ. Доктор философских наук (1965), профессор (1968), академик Российской академии образования (1993). Специалист в области социальной философии классов, истории и методологии социологических и социально-психологических исследований социальных свойств личности, социальных групп, процессов и взаимодействий, социально-экономических отношений, межличностного общения, социальной перцепции. Создатель оригинальной философско-психологической теории социального познания. Автор первых в СССР монографий и учебников по современной зарубежной и отечественной социальной психологии, создатель системы высшего профессионального образования социальных психологов в нашей стране. Организатор и руководитель одной из первых в стране университетских кафедр, ориентированных на эмпирическую социологию, – кафедры методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, а также кафедры социальной психологии на факультете психологии МГУ. Создатель первых учебных планов, программ, пособий, практикумов по эмпирической социологии и социальной психологии.Психологи Матюшкин Алексей МихайловичМатю́шкин Алексе́й Миха́йлович (1927–2004), российский психолог и педагог, специалист по психологии мышления и одарённости, истории и теории психологии, педагогической психологии, педагогике проблемного обучения, организатор психологической науки и профессионального образования, популяризатор психологии и педагогики. Доктор психологических наук (1974), профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (1978–1981), академик Академии педагогических наук СССР (1990) и Российской академии образования (1992), главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1981–1993), директор НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований; 1983–1991), президент Общества психологов СССР (1983–1987). В 1980-х гг. один из лидеров советской психологии и педагогики.Образовательные организации Санаторий-школа для дефективных детей КащенкоСанато́рий-шко́ла для дефекти́вных дете́й Ка́щенко, лечебно-учебное заведение для воспитания детей с трудностями характера, открытое в 1908 г. в Москве российским дефектологом В. П. Кащенко. Это лечебно-педагогическое учреждение способствовало появлению в последующие годы, особенно в советское время, сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития, становлению научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания трудных детей, систематической подготовке специалистов по работе с такими детьми. Накопленный опыт санатория-школы представлен в совместной с С. Н. Крюковым книге Кащенко «Воспитание-обучение трудных детей: из опыта Санатория-школы доктора В. П. Кащенко» (1913). Впоследствии санаторий-школа был преобразован в Медико-педагогическую станцию (клинику) Наркомпроса.Психологи Бодалёв Алексей АлександровичБодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).Психологи Леонтьев Алексей НиколаевичЛео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).Психологи Блонский Павел ПетровичБло́нский Па́вел Петро́вич (1884–1941), российский и советский психолог, педагог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, один из основоположников советской педологии. Профессор (1918), доктор педагогических наук (1935). После Октябрьской революции занял марксистские позиции, рассматривал психологию как объективную науку о поведении человека. Занимался вопросами обучения и воспитания детей, разработкой содержания образовательных программ для начальной и средней школы. В первые годы советской власти являлся сторонником новых форм обучения в трудовой школе, формирование новой школы рассматривал как основу развития советского общества. Занимался организационной деятельностью в области образования: работал в Государственном учёном совете Наркомпроса, в Академии социального воспитания и др. Позже исследовал процессы памяти и мышления, предложил классификацию памяти по генетическому принципу (моторная, аффективная, образная, вербальная), исследовал взаимосвязь различных психических процессов (памяти и мышления, мышления и речи). Автор учебников по педагогике и педологии для средней школы и вузов.Психологи Подольский Андрей ИльичПодо́льский Андре́й Ильи́ч (род. 1947), российский психолог, специалист в области возрастной, педагогической психологии и психологии развития, ученик и последователь П. Я. Гальперина. Создатель нового подхода к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека. Доктор психологических наук (1987), профессор (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997), заслуженный профессор МГУ (2002), почётный доктор Хельсинского университета (2007). Автор 200 монографий, учебных пособий и статей в отечественных и зарубежных периодических изданиях. 12345