История психологии
Исто́рия психоло́гии, отрасль психологической науки, задачей которой является реконструкция процесса становления и развития психологического знания в рамках философии и отдельных наук о человеке, а также как самостоятельной научной дисциплины от Античности до наших дней. Продолжительность этого процесса составляет более 25 веков. При этом история психологии – не простая хроника или перечень научных достижений. Для понимания исторических фактов требуется выявление закономерностей и детерминант, определяющих развитие психологических взглядов. Их объяснение составляет важнейшую задачу истории психологии.
Подходы к описанию истории психологии
В психологической науке сложились различные подходы к изложению истории психологии. Э. Боринг для объяснения развития науки использовал понятие «Zeitgeist» («дух времени»), характерной для каждого исторического периода атмосферы мнений, под влиянием которой находится мышление каждого конкретного исследователя. Открытие делается только тогда, когда для него подготовлено время. В истории науки имеются факты синхронных открытий, для которых доказано, что они не являются заимствованиями (законы Р. Бойля и Э. Мариотта для газов, исчисления бесконечно малых величин И. Ньютона и Г. Лейбница, теория эмоций У. Джеймса и К. Ланге и др.). Такие открытия и объясняются духовным климатом эпохи.
Вариантом подхода Zeitgeist является парадигмальная теория Т. Куна. Согласно этой теории, социальные и культурные процессы порождают парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Кун. 1977. С. 11). Возникающие внутри данной парадигмы аномалии – факты, несовместимые с этой парадигмой, – могут привести к кризису в науке и последующей научной революции, в результате которой на место ставшей неадекватной парадигмы приходит новая. Понятие парадигмы широко используется в психологии. Однако возможность его применения к описанию историко-психологического процесса оценивается специалистами сдержанно, а часто и отрицательно, поскольку факты истории нашей науки не укладываются в схему Куна и наличие общепризнанной парадигмы на каком-либо этапе её развития отрицается.
В то же время попытки выявить общие основания и установки, которые влияли на развитие психологии на протяжении всей её истории, составляют устойчивую тенденцию в методологии историко-психологических исследований. В качестве таких установок разные авторы усматривали различные биполярные оппозиции: детерминизм – индетерминизм, элементаризм – холизм, эмпиризм – рационализм и др. Через призму этих оппозиций нередко производится систематизация и обобщение психологических фактов и теорий. Этот подход, хотя и выделяет некоторые характеристики психического, не создаёт целостного исторически конкретного образа психологии как науки на каждом из этапов её развития.
На более целостное представление исторического процесса направлено описание истории с помощью понятия научной школы. Одним из первых этот подход реализовал Р. Вудвортс применительно к психологии 20 в. (Woodworth. 1931). Им было выделено восемь наиболее известных психологических школ: структурная психология, функциональная психология, ассоцианизм, психоанализ, персоналистическая и организмическая психология, целевая или гормическая психология, бихевиоризм, гештальтпсихология. По отношению к каждой школе были описаны разрабатываемые в ней проблемы, приёмы и методы исследования и т. д.; отмечена тенденция к размыванию границ между школами.
Ещё один подход к описанию истории получил название «теория великих людей». Его предложил английский историк и философ 19 в. Т. Карлейль. Согласно этому подходу, история – как гражданская, так и научная – делается великими людьми, такими как Цезарь, Наполеон, Галилей, Ньютон. «История мира – это … биографии великих людей», – так выразил свой взгляд на значение личности в истории Карлейль (Карлейль. 2008. С. 19). Историю психологии в русле этого подхода изложил американский учёный Р. Уотсон (Watson. 1963).
Рассмотренные подходы в области методологии истории психологии позволяют выявить реальные закономерности в развитии психологических знаний. По-видимому, невозможно понять прошлое без представлений о духовном контексте, без изучения биографий великих учёных, без сопоставления объективного и субъективного подходов, без различения атомизма и холизма и т. п. Однако взятые изолированно один от другого эти подходы не охватывают историко-психологический процесс во всей полноте его особенностей и детерминант. Неслучайно поэтому в ряде руководств по истории психологии авторы предпочитают эклектическую позицию и используют элементы всех подходов в своих конкретных исторических исследованиях.
История психологии в России
В России начиная с 19 в. выходили капитальные труды по историографии психологии (М. И. Владиславлев, Ф. А. Зеленогорский, М. М. Троицкий, Е. А. Бобров, А. Казанский, В. Н. Ивановский и др.). Основы отечественной теории историко-психологической науки были заложены Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, Б. Г. Ананьевым, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальпериным, А. А. Смирновым. Труды историков психологии О. М. Тутунджяна, В. А. Роменца, М. С. Роговина, М. В. Соколова, А. А. Никольской, Е. А. Будиловой внесли большой вклад в разработку методологии историко-психологических исследований.
В. А. Роменец представил историю научной психологии в связи с историей культуры. Им выделен ряд крупных историко-культурных и психологических тем и прослежена их эволюция. Впервые подробно рассмотрен наименее изученный в отечественной науке процесс развития психологии в Средние века, особенно патристическое направление на территории будущей Украины в 13–15 вв. На основе разработанной им методологии автор создал ряд учебных пособий по истории всемирной психологии (опубликованы в основном на украинском языке), прекрасно иллюстрированных копиями подлинных рисунков соответствующей эпохи.
О. М. Тутунджян разрабатывал теоретические проблемы историографии, уделяя особенное внимание периодизации, в частности периодизации истории отечественной психологической мысли.
В работах А. В. Петровского освещаются события советского периода истории отечественной психологии во всей их сложности и в контексте социальных условий, впервые в научной литературе даётся объективная оценка педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии и других течений советской психологии.
Значительный вклад в отечественную историю психологии внёс М. Г. Ярошевский. Он разработал метод категориального анализа, сформулировал важнейшие принципы историко-психологического исследования: детерминизма, развития и системности.
Исследования по истории психологии были продолжены в работах Л. И. Анцыферовой, В. А. Якунина, В. А. Кольцовой, Т. Д. Марцинковской.
Принципы, методы и периодизация являются наиболее трудными проблемами в истории психологии, поскольку исследуемая в этой дисциплине реальность недоступна для эксперимента, этого признанного метода в области естественно-научного познания. При изучении истории требуются другие методы анализа, совокупность которых вслед за известным историком М. Блоком можно назвать «ремеслом». Они позволяют подойти к объяснению трансформаций в трактовке предмета и методов, которые претерпевает психологическое научное познание. Именно трансформации в трактовке этих центральных вопросов образуют содержательную основу для периодизации истории психологии от её возникновения в Античности до наших дней.