#Исследователи памятиИсследователи памятиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИсследователи памятиИсследователи памятиНайденo 11 статейПсихологиПсихологи Ботвиник МэтьюБотви́ник Мэ́тью (род. 1967), американо-британский психиатр и психолог, специализирующийся на исследованиях на стыке когнитивной психологии, нейронауки и искусственного интеллекта. Известен благодаря исследованиям в области когнитивного контроля и мониторинга производительности.Психологи Леонтьев Алексей НиколаевичЛео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).Психологи Дёрнер ДитрихДёрнер Ди́трих (род. 1938), немецкий психолог. В сферу его научных интересов входят мышление и решение проблем, компьютерное моделирование, искусственный интеллект, обучение и память, когнитивная нейронаука. Известен экспериментом «Лохаузен» и созданием «PSI теории». Автор более 170 научных работ. Лауреат премии имени Готфрида Вильгельма Лейбница Немецкого общества научных исследований (1986).Психологи Джакоби ЛарриДжа́коби Ла́рри (род. 1944), американский когнитивный психолог, специализирующийся в области исследований внимания и памяти. Наиболее известен благодаря работам, посвящённым взаимодействию сознательно контролируемых и автоматических процессов. Лауреат премии Уильяма Джеймса от Ассоциации психологических наук (2013).Психологи Кориат АшерКо́риат А́шер (род. 1939), израильский психолог марокканского происхождения. Почётный профессор Хайфского университета (Израиль) (на факультете психологии и в Институте обработки информации и принятия решений). В сферу его научных интересов входят: метакогниции во время обучения и запоминания информации, процессы, направляемые данными и направляемые целями, суждения о выученном, чувство знания, основания и точность суждений об уверенности, организация памяти, индивидуальные и групповые решения, мудрость толпы.Психологи Бартлетт ФредерикБа́ртлетт Фре́дерик (1886–1969), крупнейший английский психолог 20 в., предшественник когнитивной психологии. Основатель конструктивистского подхода к исследованиям памяти. Исследовал влияние социальных факторов на процессы мышления, запоминания и припоминания; ввёл в психологию памяти понятие схемы. Удостоен рыцарского звания за прикладные исследования для Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Награждён медалью Лондонского королевского общества за вклад в науку.Психологи Аткинсон Ричард ЧетэмА́ткинсон Ри́чард Че́тэм (род. 1929), американский психолог. Вместе с Р. Шиффрином предложил трёхкомпонентную модель памяти. С 1977 по 1980 гг. – директор Национального научного фонда США, с 1980 по 1995 гг. возглавлял Калифорнийский университет в Сан-Диего, с 1995 по 2003 гг. был президентом всего Калифорнийского университета.Психологи Эббингауз ГерманЭ́ббингауз Ге́рман (1850–1909), немецкий психолог. В фундаментальной работе «О памяти» (1885) положил начало экспериментальному изучению высших психических функций. В целях изучения «чистой памяти» вне её связей с мышлением использовал в качестве стимульного материала составленные им ряды из бессмысленных слогов. Выявил влияние на запоминание количества материала, числа повторений и их рационального распределения во времени, установил зависимость забывания как функцию времени, прошедшего с момента заучивания, обнаружил факт увеличения скорости и прочности запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным и др. Исследовал также цветовое зрение, зрительные иллюзии, создал тест для определения умственной одарённости.Психологи Лурия Александр РомановичЛу́рия Алекса́ндр Рома́нович (1902–1977), российский (советский) психолог, педагог и невролог, один из основателей нейропсихологии и нейролингвистики. Работы Лурии способствовали появлению междисциплинарных когнитивных исследований в нашей стране и за рубежом.Психологи Зейгарник Блюма ВульфовнаЗейга́рник Блю́ма Ву́льфовна (1900–1988), российский (советский) психолог. В работе, выполненной под руководством К. Левина, показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выготского, применяя идеи культурно-исторической психологии к пониманию патологий психики. Впоследствии – один из создателей российской патопсихологии. 12