#Факультет психологии МГУ
Факультет психологии МГУ
Тег

Факультет психологии МГУ

Факультет психологии МГУ
Найденo 25 статей
Психология
ПсихологиПсихологи
Бодалёв Алексей Александрович
Бодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).
Психологи
Леонтьев Алексей Николаевич
Лео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).
Алексей Леонтьев
Научные проблемы, задачи
Дискуссия по теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина
Диску́ссия по тео́рии поэта́пного формирова́ния у́мственных де́йствий и поня́тий Гальпе́рина, полемика вокруг выдвинутой П. Я. Гальпериным гипотезы формирования умственных действий, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии» в конце 1950-х гг. Первые устные и письменные выступления Гальперина, обобщающие результаты исследований по проблеме формирования умственных действий, вызвали противоречивое отношение со стороны специалистов в области школьного обучения – психологов и педагогов. На страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия, начало которой положила статья Гальперина «Умственное действие как основа формирования мысли и образа» (1957). Критический отклик на неё был представлен статьями Ю. А. Самарина, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер; в поддержку развиваемых Гальпериным идей выступили Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и В. В. Репкин. Формальным завершением дискуссии можно считать статью Гальперина «Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий» (1960), в которой он с опорой на полученные экспериментальные данные приводит доводы, подтверждающие выдвинутую им гипотезу, а также обозначает перспективы будущих исследований.
Психология
Психологи
Подольский Андрей Ильич
Подо́льский Андре́й Ильи́ч (род. 1947), российский психолог, специалист в области возрастной, педагогической психологии и психологии развития, ученик и последователь П. Я. Гальперина. Создатель нового подхода к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека. Доктор психологических наук (1987), профессор (1992), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997), заслуженный профессор МГУ (2002), почётный доктор Хельсинского университета (2007). Автор 200 монографий, учебных пособий и статей в отечественных и зарубежных периодических изданиях.
Андрей Подольский
Психологи
Талызина Нина Фёдоровна
Талы́зина Ни́на Фёдоровна (1923–2018), российский (советский) психолог, исследователь в области педагогической психологии (психологии обучения), автор деятельностной теории учения, создатель кафедры педагогики и педагогической психологии на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (1966), учебного центра по переподготовке работников вузов по психолого-педагогическим основам учебного процесса в высшей школе при факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (1989).
Нина Талызина
Психодиагностические технологии
Опросник функциональной мануальной асимметрии «МГУ-2013»
Опро́сник функциона́льной мануа́льной асимметри́и «МГУ-2013», психометрический тест-опросник, предназначенный для диагностики функциональной мануальной асимметрии (праворукости, леворукости, амбидекстрии) у людей в возрасте 17–58 лет. Авторы методики – Н. А. Хохлов, С. П. Большакова, М. С. Ковязина, Е. В. Ениколопова. При разработке теста использовались вопросы, встречающиеся в известных опросниках для измерения мануальной асимметрии, применяемых в нейропсихологии индивидуальных различий. В отличие от имевшихся прежде методик опросник МГУ-2013 с самого начала разрабатывался как психометрический тест в соответствии с требованиями количественной психодиагностики. Полученные по результатам апробации опросника тестовые нормы позволяют проводить стандартизированное измерение мануальной асимметрии с учётом фактической встречаемости в популяции правшей, левшей и амбидекстров. Надёжность и валидность теста соответствуют классическим требованиям к данному виду психодиагностических методик.
Опросник функциональной мануальной асимметрии «МГУ-2013». Обложка
Психологи
Поддьяков Николай Николаевич
Поддья́ков Никола́й Никола́евич (1929–2021), советский и российский психолог, специалист в области психического развития детей дошкольного возраста, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1978), академик Академии педагогических наук СССР (1990) и Российской академии образования. Автор оригинальной концепции психического развития ребёнка и системы принципов построения программ воспитания и обучения дошкольников. Выделил и изучал основные закономерности развития важнейшей деятельности ребёнка – детского экспериментирования. В качестве одного из значимых качеств личности дошкольника выделял и исследовал игровую позицию, игровое отношение к жизни. Автор оригинальных методик обучения и диагностики, изобретатель и конструктор объектов для изучения познавательной деятельности детей. Опубликовал более 150 работ, некоторые из которых переведены на иностранные языки, избранные фрагменты входят в отечественные хрестоматии по психологии для студентов университетов.
Николай Поддьяков
Психологи
Рубинштейн Сусанна Яковлевна
Рубинште́йн Суса́нна Я́ковлевна (1911–1990), советский психолог, одна из родоначальниц отечественной патопсихологии, доктор психологических наук. Исследовала слуховые галлюцинации при различных психических нарушениях. Внесла также вклад в психологию аномального развития, дефектологию, психологию труда и инженерную психологию. Начала научную деятельность под руководством А. Н. Леонтьева. Аспирантка А. Р. Лурии. Наиболее известна благодаря вкладу в экспериментальную патопсихологию. Работала с А. В. Запорожцем, Б. В. Зейгарник, К. К. Платоновым, Э. С. Бейн, С. Г. Геллерштейном. Рубинштейн является автором многих трудов, ставших основными руководствами в практической патопсихологии. Ключевые работы: «Экспериментальные методики патопсихологии» (1970), «Психология умственно отсталого школьника» (1970).
Сусанна Рубинштейн
Психологи
Мещеряков Александр Иванович
Мещеряко́в Алекса́ндр Ива́нович (1923–1974), российский психолог, дефектолог, показал возможность компенсации сложного дефекта путём развития высших психических функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Создал и возглавил лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей, организовал курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей, способствовал открытию Детского дома для слепоглухих детей в Загорске (ныне Сергиев Посад). Ученик А. Р. Лурии. Награждён Государственной премией СССР (совместно с И. А. Соколянским, 1980).
Александр Мещеряков с коллегой Ольгой Скороходовой. 1959
Психологи
Брушлинский Андрей Владимирович
Брушли́нский Андре́й Влади́мирович (1933–2002), советский и российский психолог и организатор науки. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР (1990), член-корреспондент РАН (1991), академик РАО. Директор Института психологии РАН (1989–2002), главный редактор «Психологического журнала» (1988–2002). Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума РАН (1992) и премии Президента РФ (1999). Разработал теорию мышления как прогнозирования, разрабатывал принципы диалектической логики и методологии, проблемы личности и субъекта. Предложил континуально-генетический метод исследования человека, на основе которого была создана психология субъекта.
Андрей Брушлинский
1
2
3