Криптоисторическая фантастика в России
Криптоистори́ческая фанта́стика в Росси́и (криптоистория), жанр русскоязычной фантастики, в основе которого лежит скрытая, тайная или утерянная история об искажении причин общеизвестных, реальных исторических событий и фактов. Предполагается, что их истинная – магическая, конспирологическая, инопланетная, криминальная или другая подоплёка – забыта, скрыта, фальсифицирована и т. д., но становится очевидной читателю благодаря содержанию произведения. Термин «криптоисторическая фантастика» принят в русскоязычной фантастике и литературной критике как близкий аналог англоязычного термина secret history, или shadow history (с англ. – тайная, или теневая, история).
Криптоисторическая фантастика близка к жанрам альтернативной истории и конспирологии, однако имеет ряд жанровых особенностей: фантастическое допущение в криптоистории затрагивает преимущественно причины и мотивы реальных исторических событий, реже – трактовки этих событий, однако сами события остаются неизменными; сюжетообразующим является именно криптоисторическое допущение; криптоистория не предполагает вымышленных исторических развилок, ведущих к дальнейшим фантастическим изменениям, как в альтернативной истории; фантастические допущения в криптоистории не исчерпываются теорией заговора, как в конспирологии; исторические события могут объясниться использованием магии, вмешательством богов, инопланетян, вымерших природных видов (например, рептилий), криминальными происшествиями, работой спецслужб, утаёнными научными достижениями и т. д.; криптоисторическому пересмотру могут подвергаться как реальные факты и события, так и популярные вымышленные миры – традиционные мифы и легенды, каноны литературных произведений, вселенные комиксов либо видеоигр.
Термин «криптоисторическая фантастика» впервые был предложен авторским тандемом Д. Е. Громова и О. С. Ладыженского (коллективный псевдонимом Генри Лайон Олди) применительно к циклам романов Андрея Валентинова (А. В. Шмалько) «Око силы» и «Ория» как определение жанра произведений этого автора. В дальнейшем Генри Лайон Олди неоднократно уточняли дефиниции термина в своих выступлениях и сетевых публикациях. К настоящему времени термин «криптоисторическая фантастика» вошёл в широкий обиход как в фандоме, так и в профессиональной литературной критике, лингвистических и культурологических исследованиях.
Предтечи жанра криптоисторической фантастики в русской литературе с её интересом к скрытым причинам социальных процессов появились значительно раньше самого термина. Например, роман А. Ф. Писемского «Масоны» (1880–1881), действие которого охватывает 1820–1830-е гг. События и герои романа имеют реальные, узнаваемые прототипы (например, под именем «Лябьев» выведен композитор А. А. Алябьев и т. д.), а сюжет развивается вокруг морального противостояния образованных, эксцентричных, склонных к наивному прогрессизму, но высокодуховных, справедливых масонов и сторонников архаики – представителей еретических сект хлыстов и почитателей Богородицы. Книга создаёт один из контрапунктов отечественной криптоистории – соперничество двух тайных сообществ за влияние на органы власти.
В романе писателя-символиста Д. С. Мережковского «Воскресшие боги» (выпуск отдельного издания – 1901) из цикла «Христос и Антихрист» (1895–1905) факты биографии Леонардо да Винчи дополняются мистическими откровениями, магией и ведовством. Писатель предвосхищает как жанр криптоисторической фантастики, так и интерес современной массовой культуры к личности Леонардо да Винчи. В целом беллетристы рубежа 19–20 вв. активно использовали приёмы, близкие к современной криптоистории: сыщик Путилин из рассказов Романа Доброго (1908–1909) разоблачал сектантов – скопцов и хлыстовцев, В. В. Крестовский в романе «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных» (1864–1866; отдельное издание – 1867) подробно описывал быт и обычаи криминальных кругов – тайного сообщества, тлетворно влияющего на образованных, благородных господ. Подобные произведения готовили основу как для жанра криминального романа, так и для современного криптоисторического детектива.
Некоторые черты жанра можно обнаружить в советской литературе. Так, в начале 20 в. был издан роман И. Г. Эренбурга «Трест "Д. Е." История гибели Европы» (1923), где реальный факт – гиперинфляция в Европе ранних 1920-х гг. – объяснялся действиями вымышленного тайного сообщества, созданного последователями учения Хулио Хуренито – героя первого романа И. Г. Эренбурга «Необычайные приключения Хулио Хуренито» (1922). В 1927 г. был издан роман А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», заложивший основы советской жанровой прозы. В нём также присутствовали приёмы криптоистории. Толстой использовал в романе реальное трагическое происшествие, взрыв на анилиновом заводе компании BASF в германском городе Оппау, повлёкший значительные человеческие жертвы, однако причина происшествия в романе фантастическая – применение вымышленным персонажем инженером Гариным смертоносного луча. В конце 1920-х гг. было начато ещё одно каноническое для криптоисториков произведение – «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, в котором разнообразные происшествия из московского быта объяснялись происками Дьявола и его свиты. В дальнейшем роман был дополнен апокрифическим описанием Страстей Христовых, а Иисус представлен под именем Иешуа.
По мере роста военной напряжённости криптоисторические приёмы сместились в более узкую жанровую нишу. Образы шпионов, созданные А. П. Гайдаром в повести «Судьба барабанщика» (отдельное издание – 1939), надолго стали модельными в книжных сериях типа «Библиотечки военных приключений» (1950–1962), где скрытые мотивы исторических событий объясняются дуэлью шпионов и советских разведчиков.
В эпоху «развитого социализма» в криптоисторической литературе появились новые акценты. В 1972 г. вышел роман Е. И. Парнова «Ларец Марии Медичи», не только затронувший историю братства тамплиеров, их духовного и материального наследия, но и обозначивший популярную криптоисторическую тему «магов и окулистов на службе Третьего рейха». Аналогичной темы коснулся В. С. Короткевич в романе «Чёрный замок Ольшанский» (первая публикация в журнале «Маладосць» – 1979, Белоруссия).
В тот же период осуществлялась широкая публикация пропагандистских брошюр, объясняющих события актуальной мировой политики происками западных спецслужб. Например, М. Гуальтерио «ЦРУ без маски» (1979), Н. Н. Яковлев «ЦРУ против СССР» (1979). Советские пропагандисты подробно освещали события вокруг итальянской масонской Ложи Пи-2 (Propaganda Due), например: Г. Зафесов «Паутина ложи Пи-2» (1988). Многочисленные публикации подобного рода могут считаться истоками современной криптоисторической псевдодокументальной литературы.
Перестройка, последовавшее ослабление цензурных барьеров, публикация запрещённых исторических и псевдодокументальных материалов, и в первую очередь массовый интерес читателей к этому литературному направлению, стали почвой для расцвета криптоисторической фантастики с 1990-х гг. В 1992 г. В. О. Пелевин в своём дебютном романе «Омон Ра» (1992) в качестве сюжетной основы обращается к криптоисторическому мифу о фальсификации космических полётов, а затем инкорпорирует элемент криптоистории в конструкцию романа «Чапаев и Пустота» (1996) – якобы раскрывает тайну личности В. И. Чапаева и Петьки (Петра Пустоты).
Один из первых криптоисторических экспериментов предприняли А. Г. Лазарчук и М. Г. Успенский в романе «Посмотри в глаза чудовищ» (1997), где раздвинули рамки фантастического жанрового канона, смешивая исторические факты, городские легенды (например, о гигантских крысах из метро) и литературный канон. Композиция романа мозаична, её объединяет центральная фигура – поэт Н. С. Гумилёв, спасённый от расстрела мистическим братством «Пятый Рим», тема влияния братства на исторические события звучит контрапунктом всего романа.
Роман Д. Л. Быкова (признан иностранным агентом) «Оправдание» (2001) строится вокруг популярного криптоисторического апокрифа – знаковые фигуры, объявленные погибшими в период «большого террора» 1937 г., выжили и выполняют тайную миссию, которая и является оправданием этого сложного и жестокого периода советской истории.
Интерес к жанру не ослабевает и ныне. В рамках криптоисторической фантастики выделились поджанры и направления. Саги (эпосы) – объёмные, охватывающие длительные периоды, характеризующиеся тщательно проработанным историческим фоном, альтернативными законами, вытекающими из фантастического допущения, множеством персонажей, сюжетных линий и плотной чередой событий. Они составляют основу всей криптоисторической фантастики. Один из пионеров жанра криптоисторической фантастической саги В. Д. Звягинцев в цикле романов «Одиссей покидает Итаку» (1992–2016) разрабатывает в сюжете допущение о влиянии на повседневную жизнь москвичей 1980-х гг. (и многие другие события мировой истории) инопланетного разума.
К сагам относится цикл Андрея Валентинова «Око Силы» (1995–1997, четвёртая часть – 2010–2011). Ключевые события в истории России и Советского Союза имеют в нём мистическую подоплёку и связаны с тайной технологией «эфирных полётов». Сами авторы термина Генри Лайон Олди подвергли криптоисторической деконструкции пантеон индуистских божеств в трилогии «Чёрный баламут» (1998). В рамках криптодопущения они изменили основных действующих лиц и финал древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Криптоисторические элементы, например последствия вскрытия могилы Тамерлана в предвоенном СССР, использует С. В. Лукьяненко в цикле романов о Дозорах (1998–2014), однако они не носят сюжетообразующего характера.
Издатели создают специализированные межавторские серии для криптоисторических саг – например серия издательства «Вече» «История, которой не было». В этой области особенно выделяется масштабный межавторский проект «Этногенез» (2009–2015) издательства «АСТ», вдохновителем которого выступил медиапродюсер К. И. Рыков. Проект включает 67 книг, линейку жанров, в том числе криптоисторического направления. Проект, связанный изначальной проработанной концепцией магических артефактов (фигурок животных) и сквозными персонажами, среди которых немало исторических лиц, в том числе поэт Николай Гумилёв и его потомки, остался незавершённым.
Жанровая специфика криптоисторического детектива заключается в том, что поиск тайных причин исторических событий становится предметом расследования. Лидером этого поджанра можно считать Г. Ш. Чхартишвили (в 2024 признан в РФ иностранным агентом), выпускающего криптодетективы под несколькими псевдонимами: Борис Акунин [например, в романе «Турецкий гамбит» (1998) – поражение под Плевной объясняется действиями шпиона Анвара Эфенди; «Шпионский роман» (2005) – недоверие И. В. Сталина к данным собственной разведки объясняется вмешательством немецкого шпиона Вассера], Анатолий Брусникин [в романе «Девятный Спас» (2007) на подоплёку исторических событий влияет икона Девятный Спас, тайная наследница Романовых, а также вымышленный автором антицарский заговор].
В криптодетективе Е. П. Чудиновой «Ларец» (2003) ход исторических событий определяется магическим артефактом (содержимым Ларца) и деятельностью тайного Ордена наследников великих князей московских. Павел Бергер в романе «Кавалер багряного Ордена» (2012) (впервые издан в 2006 под названием «Красная готика» и под псевдонимом Станислав Птаха) из цикла «Суровая готика» объясняет узловые события предвоенного 1939 г. непримиримой борьбой спецслужб СССР, Великобритании и Германии с «агентами влияния» оккультных обществ в военно-политическом руководстве стран.
Ввиду популярности жанра криптоистории возникли криптоисторические фанфики и ремейки. Одним из первых в отечественном литературном поле криптоисторический фанфик создал К. Ю. Еськов. В романе «Последний кольценосец» (1999) он вносит криптоисторические допущения в историю войны Кольца, географию Средиземья и послевоенную историю Мордора саги Дж. Р. Р. Толкина. Борис Акунин в книге-перевёртыше «Трагедия/Комедия» (2002), в части «Трагедия» предлагает криптоисторический ремейк пьесы У. Шекспира «Гамлет», в котором ответственность за многочисленные убийства возлагается на Горацио, расчищающего себе таким образом дорогу к датскому престолу. Более сложный композиционный приём Борис Акунин использует в фанфике пьесы А. П. Чехова «Чайка» (2000). Классический чеховский текст служит стартом для нескольких возможных криптодетективных историй.
Отечественные авторы всё чаще обращаются к вымышленным вселенным из мира мультимедиа. Характерный пример – роман Виктора Дубчека «Красный Падаван» (2012), где в качестве криптоисторического допущения используется вторжение героев вселенной «Звёздных войн» – крейсера «Палач» с Дартом Вейдером на борту – в реалии советской истории 1940-х гг.
К жанру криптоисторической фантастики могут быть отнесены произведения, балансирующие на грани художественного вымысла и псевдонаучного либо псевдодокументального формата изложения, который пользуется популярностью у отечественных читателей и охватывает широкий спектр книг. От исторического ревизионизма Виктора Суворова (В. Б. Резун), базирующегося на якобы существующих и доступных автору секретных материалах, до пересмотра истории А. Т. Фоменко, обоснованного новой методикой периодизации исторических фактов, от криптоисторических обзоров А. И. Первушина об оккультных истоках противостояния СССР и Третьего рейха до ложных мемуаров, подобных статье М. П. Любимова «Операция "Голгофа" секретный план Перестройки» (1995), и спекуляций вроде книги авторства О. И. Грейгъ «Черчилль и древняя тайна "заговора рептилий"» (2014).