«Этногенез» (межавторский проект)
«Этногене́з», серия фантастических произведений, написанных разными авторами и основанных на событиях реальной истории с рядом фантастических допущений. К последним относятся внеземное происхождение человечества или существование магических артефактов, которые наделяют своих владельцев сверхспособностями. Первые романы проекта вышли в 2009 г. Сквозными героями цикла выступают представители семьи Гумилёвых: поэт Н. С. Гумилёв, его сын, историк и создатель теории этногенеза Л. Н. Гумилёв, а также их вымышленные потомки, участвующие в различных событиях истории человечества (Этногенез: литературный сериал. 2022; Этногенез : литературный проект. 2022).
Сеттинг
Согласно мифологии проекта, человечество было создано арками, существами внеземного происхождения – хрупкими человекоподобными гуманоидами с прозрачно-голубой кожей, слабыми физически, но обладающими высоким интеллектом. Для них самих условия на Земле были достаточно враждебны, поэтому, создавая людей, арки планировали с их помощью облегчить себе существование на планете. Артефакты были созданы ими в помощь человечеству: к примеру, с помощью артефакта «улитка» был получен огонь. Однако со временем между размножившимися людьми и их создателями произошел конфликт и арки были практически полностью истреблены. Немногие уцелевшие арки (они же Хранители, или Прозрачные) скрываются от людей: об их существовании известно только членам некоторых спецслужб и тайных обществ.
На Земле также присутствует божество арков: бессмертное создание по имени Моаи, способное уничтожить жизнь на планете. Моаи породил значительную часть мировой мифологии, в частности мифологии Океании.
Уцелевшие арки объединились в кланы, которые долгое время враждовали между собой, поскольку не могли решить, уничтожить человечество или найти способ мирного сосуществования с ним. Были и менее глобальные вопросы, приводившие к противостоянию кланов арков, причем зачастую они действовали не напрямую, а через поддержку тех или иных человеческих сообществ, в том числе передавая им различные артефакты. Так, приход к власти А. Гитлера обеспечил полученный им от арков артефакт «орёл», дающий владельцу дар убеждения, а морское господство Англии было достигнуто за счет передачи Ф. Дрейку артефакта «дельфин», гарантирующего удачу на море.
Потерпев поражение в противостоянии с людьми, арки попытались создать еще одну расу помощников. Они не отличались от людей внешним видом, однако имели значительно более развитые интеллект и физическую силу. Также они обладали собственными особыми способностями, не требующими владения артефактами, в связи с чем получили название «беспредметники». Среди главных героев цикла есть несколько «беспредметников», например к ним относится героиня стартового романа проекта Маруся Гумилёва.
Артефакты представляют собой небольшие фигурки различных животных, птиц, насекомых, выполненные из неизвестного металла. Помимо реально существующих живых существ встречаются и мифологические: дракон, гидра, единорог, феникс, мантикора, цилинь. Материал фигурок предельно прочен, так что уничтожить артефакт никому не удавалось. Описаны и упомянуты более сотни фигурок, но точное их количество неизвестно. Способности, которые артефакты дают своим владельцам, как и мощность воздействия, различны. К примеру, владельцы артефактов обретают бессмертие, способность к левитации или телепортации, невидимость, дар убеждения, огромную физическую силу, отсутствие необходимости в сне или знание всех языков мира. Каждый артефакт является носителем лишь одной способности. Некоторые артефакты способны взаимодействовать между собой: усиливать, видоизменять или блокировать свойства друг друга.
У владельцев артефактов глаза становятся разного цвета: зеленый и голубой. Эта особенность помогает хозяевам артефактов узнавать друг друга. Артефакты оказывают на здоровье своих владельцев угнетающее действие, поэтому владеть более чем одним артефактом крайне опасно. Однако мощь артефактов такова, что многие стремились овладеть несколькими предметами, невзирая на риск. Каждый артефакт существует в единственном экземпляре. Пользоваться ими могут только люди, для арков артефакты бесполезны.
Природа силы артефактов доподлинно не объясняется, однако можно предположить, что они являются своеобразными источниками пассионарной энергии, побуждая своих владельцев менять историю человечества (Дебют. Стратегия 2020. 2009).
Помимо выдуманных персонажей повествование включает в себя и реальные исторические фигуры, в том числе ныне здравствующие: Чингисхан, Ф. Дрейк, Г. Е. Распутин, В. И. Ленин, Николай II, И. В. Сталин, А. Гитлер, В. Г. Мессинг, Л. П. Берия, Иоанн Павел II, Дж. Маккейн, К. Н. Илюмжинов, А. Н. Чилингаров и др.
История создания
В отличие от большинства подобных проектов, возникавших на основе уже ставших популярными книг, «Этногенез» создавался с нуля. Проект изначально рассчитывался на принципиально новую аудиторию молодых людей, прежде не интересовавшихся фантастикой в частности и литературой в целом. Ключевой особенностью проекта было построение работы по чёткому производственному плану, предполагающему постановку конкретных творческих задач и их чёткое выполнение. Автором идеи и основным координатором проекта стал издатель и продюсер К. И. Рыков. Проект состоял из самостоятельных романов, в которых постепенно накапливаются общие события и персонажи, загадки, заданные в одних книгах, находят ответ в других, что постепенно превращает цикл в мегароман. Xронологическая протяженность замысла захватывала несколько миллионов лет – от самого давнего прошлого до очень отдаленного будущего (Этногенез : литературный проект. 2022; Решетников. 2012).
По планам, мегароман должен был завершиться подциклом «Система» – об истории сотворения Вселенной (Яблоков. 2009).
Основные жанры книг проекта – фантастика и альтернативная история, однако тематическое и стилистическое разнообразие книг таково, что позволяет авторам работать в самых разных жанрах, от авантюрного романа до киберпанка или космической оперы (Этногенез : литературный проект. 2022).
В планах создателей было дать возможность пользователям с помощью голосований на специальном форуме влиять на ход событий в сериале. Также планировалось перевести сериал на английский, японский, китайский, немецкий, французский и испанский языки. По словам создателей, «проект рассчитан на аудиторию всего Интернета» (Яблоков. 2009; Российский «Lost» ... 2009).
Велась разработка нескольких игр по мотивам сериала: многопользовательская стратегическая онлайн-игра «Война.ру», экономическая стратегия «Миллиардер» и приключенческий квест «Маруся» («Этногенез» запускает Войну.ру. 2012). Шли переговоры со студией Disney и «Первым каналом» об экранизации (Дебют. Стратегия 2020. 2009; Забалуев. 2012).
Первые романы проекта «Маруся» и «Блокада» вышли в 2009 г. Помимо книжных изданий была запущена серия аудиоспектаклей. В создании аудиоспектакля по первой книге участвовали актёр Андрей Градобоев, который в течение 10 лет был голосом «Русского Радио», и композитор Р. И. Галушкин (DJ Агент Смит) (Яблоков. 2009).
По утверждениям создателей проекта, обе книги возглавили рейтинги продаж, первый тираж книги «Маруся» (100 тыс. экз.) был продан за 2 месяца, а аудиосериал на сайте проекта был прослушан более 1 млн раз (Началась охота на Гитлера. 2009; «Блокада» возглавила рейтинг книжных бестселлеров. 2009; Кондратьева. 2009)
За 2010 и 2011 гг. число изданных романов достигло 30. Вместо имен авторов на обложке указывались данные главного героя и информация об артефакте, что помогало восприятию книг проекта как единого текста. В последующие годы было запущено еще несколько издательских серий с переизданиями в разном оформлении, в том числе серия омнибусов, каждый том которой включал трилогию целиком. Особенностью этой серии стала интегральная голографическая обложка с двойной иллюстрацией. В таком оформлении было издано 6 трилогий: «Маруся», «Блокада», «Чингисхан», «Миллиардер», «Армагеддон» и «Хакеры».
По утверждениям издателей, к середине 2012 г. общий тираж всех печатных книг проекта составил больше 2 млн экз., а общий кассовый сбор превысил 600 млн руб. («Этногенезу» исполнилось три года. 2012; Рыков. 2012).
Для проекта издательством «Популярная литература» был зарегистрирован импринт «ИД Этногенез» (РКП: ISBN 978-5-904454; 978-5-906048). С 2010 г. «Этногенез» стал основным проектом материнского издательства. На должность главного редактора вместо А. Мариенгофа пришел журналист и книжный обозреватель В. Ю. Нестеров, прежде уже работавший со многими участвующими в проекте писателями (Решетников. 2010).
После вхождения «Популярной литературы» в состав издательского холдинга АСТ книги начали выходить под обоими брендами. В 2013 г. ИД «Этногенез» заключил договор с издательством «Аргументы и факты», однако в рамках их сотрудничества было выпущено всего 6 книг, после чего проект вернулся в АСТ.
С самого начала к работе над сериалом были привлечены фантасты конца 1990-х – начала 2000-х гг.: К. С. Бенедиктов, Ю. Н. Бурносов, С. Ю. Волков, А. В. Зорич, И. А. Алимов. При этом автор первой книги, художник П. Волошина (в соавторстве с бывшим главным редактором «Популярной литературы» Е. А. Кульковым), не является профессиональным писателем: участие в проекте «Этногенез» – её единственный опыт. По мнению некоторых критиков, литературный уровень книги был явно недостаточен для старта столь масштабного проекта (Куликов. 2009; Зильберштейн. 2009; Ефлаева. 2009; Сидоров. 2011).
Согласно начальному замыслу, проект (позже обозначенный как «Этногенез-1») должен был состоять из 12 подциклов по 3 романа в каждом: «Маруся», «Блокада», «Чингисхан», «Революция», «Миллиардер», «Сомнамбула», «Армагеддон», «Дракон», «Пираты», «Хакеры», «Пангея», «Грешники». Однако прежде чем они были закончены, издательство привлекло к работе новых авторов и запустило еще 17 подциклов («Этногенез-2»). В итоге из 12 первых подциклов один так и остался незавершенным («Революция», вышли тома 1 и 2), а еще один не был начат («Грешники», первый роман опубликован автором в Интернете) («Этногенезу» исполнилось три года. 2012).
Для «Этногенеза-2» в 2012 г. к работе были привлечены новые авторы, многие из которых входили в «цветную волну» российской фантастики: Шимун Врочек (Д. С. Овчинников), Д. Г. Колодан, И. С. Наумов, К. С. Шаинян, Л. Н. Бортникова и др. Многие читатели негативно восприняли уход авторов «цветной волны» в проектную литературу (Шакилов; Владимирский. 2014).
При этом часть авторов «Этногенеза-1» (С. Ю. Волков, И. А. Алимов, А. В. Зорич, Ю. Н. Бурносов) покинули проект. К этому моменту редактором проекта вместо К. С. Бенедиктова стала П. Волошина. В период её работы тиражи книг серии значительно снизились. Одной из причин некоторые критики называли особенности её редакторской работы, приводившие порой к ухудшению исходного качества текстов (Владимирский. 2012; Решетников. 2012).
В 2011 г. был запущен электронный PDF-журнал ETNOGENEZ Magazine, в котором публиковались новости проекта, интервью с авторами, творчество читателей. В 2011–2012 гг. вышло 9 номеров журнала.
В 2012 г., также в рамках работы с интернет-аудиторией, стартовал проект «Новеллы», позволивший вернуться к героям уже завершенных серий. Новеллы публиковались только в электронном виде. Было опубликовано 6 новелл, относящихся к подциклам «Маруся», «Миллиардер», «Армагеддон», «Сыщики» и «Тираны».
Всего в период с 2009 по 2015 гг. в серии вышло около 60 романов. Несколько романов, уже написанных для проекта, остались неизданными («Грешники-1», «Рим-2»).
Согласно информации из паблика проекта «Этногенез» в социальной сети «ВКонтакте», на конец 2021 г. продолжается работа по созданию аудиокниг силами сообщества читателей с привлечением добровольных пожертвований (Друзья, творческим коллективом «Мечта Букиниста» завершена … 2021).
Время действия книг цикла
«Этногенез-1»
«Пираты» – 1573, 1580, 1650 гг., конец 18 в.
«Революция» – 1891–1912, 1916–1917 гг.
«Блокада» – 1920, 1942 гг.
«Чингисхан» – 12–13 вв., 1979–1980, 1990-е гг., 2469 г.
«Пангея» – 18 тыс. лет до н. э., 2014 г.
«Хакеры» – 1997–2008, 2014 гг.
«Дракон» – 210 г. до н. э., 2009 г.
«Миллиардер» – 2008–2011 гг.
«Армагеддон» – 2012–2014 гг.
«Маруся» – 2020–2021 гг. (время написания – 2009–2010)
«Сомнамбула» – 2468–2469 гг.
«Этногенез-2»
«Рим» – 9 г.
«Тамплиеры» – конец 11 в., 1306 г.
«Балканы» – середина 15 в.
«Наполеон» – 1788, 1795–1797 гг.
«Сыщики» – 1872, 1888 гг.
«Охотники» – 1908–1920 гг.
«Бандиты» – 1919–1920 гг.
«Западня» – 1991 г.
«Эльдорадо» – 1515, 1994–1995 гг.
«Франкенштейн» – 1986–1987, 1999 гг.
«Тени» – 1991, 1999 гг.
«Цунами» – 1999, 2004 гг.
«Игра» – 2007 г.
«Зеркала» – 1756, 2009 гг.
«Тираны» – 1488–1519, 1570 гг., середина 19 в., 2010 г.
«Че Гевара» – 1952–1967, 2010 гг.
«Ростов» – 2012 г.
Свойства некоторых артефактов
Бабочка – способность видоизменять как отдельные части тела, так и внешность полностью;
Богомол – невидимость;
Броненосец – иллюзии;
Бык – физическая сила;
Волк – способность внушать ужас;
Гидра – регенерация;
Дельфин – удача на море
Единорог – повышение математических способностей до уровня гения;
Жираф – власть над растениями;
Змея – телепортация;
Кальмар – контроль над телом другого человека;
Кит – усиливает свойства других предметов;
Кот – ви́дение будущего;
Кролик – способность вызывать любовь и желание;
Крыса – защита от любых инфекций;
Лиса – способность распознавать ложь;
Медведь – власть над животными;
Муравей – способность чувствовать правильный путь;
Мышь – способность чувствовать опасность;
Орёл – дар убеждения;
Павлин – защита от атак любым оружием;
Петух – усиление интуиции;
Попугай – способность понимать любой живой язык;
Пчела – чрезвычайно повышенная работоспособность;
Саламандра – бессмертие и неуязвимость;
Скарабей – способность к исцелению;
Скат – управление электричеством;
Тигр – способность чувствовать золото;
Черепаха – способность ходить сквозь стены.
Рекомендуемый порядок чтения книг цикла
Рекомендуемый порядок чтения книг цикла не соответствует ни порядку выхода книг, ни внутренней хронологии событий. Весь цикл разбит на несколько десятков подциклов, в каждом из которых должно было быть три романа, однако в подциклы входит от одной до четырёх книг. Согласно рекомендациям кураторов цикла, для понимания общего сюжета подциклы можно читать в любой последовательности, но книги в составе каждого подцикла следует читать по порядку, за исключением книг подцикла «Тираны», в котором третий роман предпочтительнее читать раньше второго. Тем не менее существует рекомендуемая кураторами последовательность чтения.
«Маруся-1. Талисман бессмертия» (2009, П. Волошина, Е. Кульков);
«Блокада-1. Охота на монстра» (2009, К. С. Бенедиктов);
«Маруся-2. Таёжный квест» (2009, С. Ю. Волков);
«Революция-1. Японский городовой» (2009, Ю. Н. Бурносов);
«Миллиардер-1. Ледовая ловушка» (2010, Е. Кондратьева);
«Чингисхан-1. Повелитель страха» (2010, С. Ю. Волков);
«Сомнамбула-1. Звезда по имени Солнце» (2010, А. В. Зорич);
«Блокада-2. Тень Зигфрида» (2010, К. С. Бенедиктов);
«Миллиардер-2. Арктический гамбит» (2010, К. С. Бенедиктов, Е. Кондратьева);
«Чингисхан-2. Чужие земли» (2010, С. Ю. Волков);
«Дракон-1. Наследники Жёлтого императора» (август 2010, И. А. Алимов);
«Армагеддон-1. Крушение Америки» (сентябрь 2010, Ю. Н. Бурносов);
«Сомнамбула-2. Другая сторона Луны» (сентябрь 2010, А. В. Зорич);
«Пираты-1. Остров демона» (октябрь 2010, И. Е. Пронин);
«Армагеддон-2. Зона 51» (октябрь 2010, Ю. Н. Бурносов);
«Чингисхан-3. Солдат неудачи» (ноябрь 2010, С. Ю. Волков);
«Маруся-3. Конец и вновь начало (декабрь 2010, П. Волошина);
«Дракон-2. Назад в будущее» (январь 2011, И. А. Алимов);
«Блокада-3. Война в зазеркалье» (январь 2011, К. С. Бенедиктов);
«Пираты-2. Остров Паука» (февраль 2011, И. Е. Пронин);
«Хакеры-1. Basic» (май 2011, А. А. Чубарьян);
«Пангея-1. Земля гигантов» (июнь 2011, Д. Г. Колодан);
«Армагеддон-3. Подземелья смерти» (июль 2011, Ю. Н. Бурносов);
«Пираты-3. Остров Муаи» (июль 2011, И. Е. Пронин);
«Сомнамбула-3. Бегство сквозь время» (август 2011, С. Ю. Волков);
«Рим-1. Последний легат» [сентябрь 2011, Шимун Врочек (Д. С. Овчинников)];
«Че Гевара-1. Боливийский дедушка» (октябрь 2011, К. С. Шаинян);
«Дракон-3. Иногда они возвращаются» (октябрь 2011, И. А. Алимов);
«Охотники-1. Погоня за жужелицей» (ноябрь 2011, Л. Н. Бортникова);
«Миллиардер-3. Конец игры» (ноябрь 2011, К. С. Бенедиктов);
«Хакеры-2. Паутина» (2011, А. А. Чубарьян);
«Пангея-2. Подземелья карликов (2012, Д. Г. Колодан);
«Че Гевара-2. Невесты Чиморте» (2012, К. С. Шаинян);
«Наполеон-1. Путь к славе» (2012, И. Е. Пронин);
«Тамплиеры-1. Рыцарь Феникса» [2012, Ю. Сазонов (Ю. А. Зонис)];
«Тени-1. Бестиарий» (2012, И. С. Наумов);
«Зеркала-1. Маскарад» (2012, Д. Г. Колодан);
«Тираны-1. Борджиа» (2012, Ю. В. Остапенко);
«Охотники-2. Авантюристы» (2012, Л. Н. Бортникова);
«Цунами-1. Сотрясатели Земли» (2012, А. С. Лукьянов);
«Сыщики-1. Король воров» (2012, М. О. Дубровин);
«Эльдорадо-1. Золото и кокаин» (2012, К. С. Бенедиктов);
«Франкенштейн-1. Мёртвая армия» (2012, А. В. Плеханов);
«Тамплиеры-2. След варана» (2012, В. А. Болондаева);
«Наполеон-2. Стать богом» (2012, И. Е. Пронин);
«Цунами-2. Узел Милгрэма» (2012, А. С. Лукьянов);
«Хакеры-3. Эндшпиль (2012, Ю. Н. Бурносов);
«Западня-1. Шельф» (2013, К. С. Шаинян);
«Маруся. Гумилёва» (2013, П. Волошина, Л. Н. Бортникова);
«Бандиты-1. Красные и Белые» (2013, А. С. Лукьянов);
«Пираты-4. Охота на дельфина» (2013, И. Е. Пронин);
«Тираны-3. Страх» (2013, В. В. Чекунов);
«Сыщики-2. Город Озо» (2013, М. О. Дубровин);
«Ростов-1. Лабиринт» (2013, Л. Н. Бортникова, А. С. Давыдова);
«Бандиты-2. Ликвидация» (2013, А. С. Лукьянов);
«Игра-1. Змеиный остров» (2013, К. С. Шаинян);
«Грешники-1. Корпорация "Кольцо"» (2014, А. А. Чубарьян);
«Революция-2. Начало» (2014, А. В. Сальников);
«Балканы-1. Дракула» (2014, К. С. Бенедиктов, Ю. Н. Бурносов);
«Рим-2. Легионы просят огня» [2015, Шимун Врочек (Д. С. Овчинников)];
«Тираны-2. Императрица» (2015, В. В. Чекунов).