Легенда
Леге́нда (лат. legenda, буквально – то, что должно быть прочитано), 1) жанр средневековой религиозной литературы; назидательная история (или цикл историй) из жизни христианского святого. Восходит к обычаю читать в церквах и монастырях в день памяти святого эпизоды из его жития. Будучи близкой к житию, легенда обычно не воссоздавала всю жизнь святого, но сосредоточивалась на отдельных поучительных моментах из неё, в которых особенно ярко проявились его добродетели и творимые Богом чудеса. Легенды существовали как в виде отдельных произведений, так и в сборниках (т. н. легендариях). Среди самых древних латинских прозаических сборников легенд – «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» Григория I Великого. Широкую популярность получил переведённый на многие европейские языки латинский сборник «Золотая легенда» Якова Ворагинского, в котором повествования из жизни Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, святых расположены в порядке церковного года. В литературной обработке (на латинском, а впоследствии и на других языках) легенды могли принимать различные жанровые формы: эпического стихотворения (древнейшие образцы – у Григория Турского, Венанция Фортуната, Алкуина и др.), драмы (в миракле и др.), гимна и др. К сюжетам средневековых легенд обращались многие писатели более поздних эпох (Л. Тик, Г. Флобер, А. Франс, Т. Манн, П. Клодель, Ш. де Костер и др.). В широком смысле термином «легенда» обозначают также круг традиционных сказаний, связанных с определённым лицом или местом (например, кельтские легенды о короле Артуре, легенды о Фаусте, Дон Жуане, Тиле Уленшпигеле).
2) Жанр фольклорной несказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей, со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий, события легенды могут относиться не только к прошлому, но и к настоящему и будущему; в отличие от волшебной сказки, легенда рассказывает о чуде как о достоверном событии.
Русские фольклорные легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Народные письменные легенды церковь отнесла к «отреченным книгам» (апокрифам), поскольку их содержание не соответствовало официальному вероучению. В русском фольклоре выделяются этиологические, религиозно-назидательные и социально-утопические легенды. Этиологические легенды имели познавательный характер, объясняли происхождение мира, человека, животных. Особенно многочисленна группа религиозно-назидательных легенд: о Боге Отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имён святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов, а также о святых старцах и о юродивых. Социально-утопические легенды, выражая мечту народа о справедливом общественном устройстве, выступали «содержательной формой идеологии народных движений» (К. В. Чистов). Среди социально-утопических легенд: Китежская легенда, легенды «о далёких землях» (например, легенда о Беловодье, которая среди уральских старообрядцев была настолько популярна, что привела к появлению особой секты – бегунов); о «возвращающемся избавителе». В устной традиции христианские легенды нередко вступали во взаимодействие с жанровыми канонами сказки и принимали её форму. Отчасти это приводило к расширению сказочного репертуара, а также к оформлению нового жанра – легендарной сказки («Марко Богатый», «Безручка»), часто приближавшейся к анекдотическим рассказам («Соломон Премудрый», «Поп в козлиной шкуре», «Илья-пророк и Никола»). Сюжеты и образы фольклорных легенд использовали А. С. Пушкин, А. К. Толстой, Н. С. Лесков, П. И. Мельников-Печерский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Первый сборник русских фольклорных легенд издан А. Н. Афанасьевым в 1859 г.
3) Обозначение «легенда» применяется также к живописным, а с 19 в. – и к музыкально-драматическим произведениям, связанным с сюжетами легенд (драматическая легенда «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза; оратория «Легенда о святой Елизавете» Ф. Листа; балет «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса; танцевальная легенда «Достославнейшее видение» П. Хиндемита). Легендой может называться также песня в народном духе о событиях далёкого прошлого (разновидность вокальной баллады – у К. Лёве и др.) или инструментальное произведение повествовательного характера («Легенда» для скрипки с оркестром Г. Венявского; «Четыре легенды» Я. Сибелиуса для оркестра по мотивам «Калевалы»; «Легенда» из Десяти пьес op. 12 для фортепиано С. С. Прокофьева).