Фантастическое допущение в литературе
Фантасти́ческое допуще́ние в литерату́ре (сокращённо фантдопущение), приём в литературе, заключающийся во введении в художественное произведение предмета, явления или обстоятельства, заведомо нереалистического для автора и читателей на момент написания произведения либо невозможного в том описанном мире, в котором живут герои произведения. Является системообразующим для жанра фантастики.
Отличается от реалистического допущения, которое заключается во введении в текст не существующих, но возможных реалий (Зубакин). К реалистическим допущениям относятся, например, выдуманные города Комбре и Бальбек из романа «В поисках утраченного времени» М. Пруста.
Приём фантдопущения используется преимущественно для более полного раскрытия идеи произведения либо построения привлекательного для целевой аудитории антуража или острого сюжета. Активное исследование приёма, попытки его вычленения, классификации, создание реестра фантдопущений велись с начала 1960-х гг. создателем теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллером (1926–1998), он же писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер Генрих Саулович).
Разные исследователи называли приём «элементом необычайного» (Стругацкий. 1965. С. 137), «научно-фантастической идеей» (Альтшуллер Генрих Саулович). Библиограф и исследователь фантастики Ю. Ю. Зубакин предложил использовать термин «фантастическое допущение» как более широкий, полнее отражающий многообразие возможных фантастических элементов в художественном произведении (Зубакин).
Среди примеров фантастического допущения в классической литературе: персонажи-великаны в «Гаргантюа и Пантагрюэле» (1532) Ф. Рабле, вымышленные страны в «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта, кот-рассказчик из «Житейских воззрений кота Мурра» (1819–1821) Э. Т. А. Гофмана, обретший самостоятельность человеческий нос в повести «Нос» (1836) Н. В. Гоголя, Воланд и его свита из «Мастера и Маргариты» (1966–1967) М. А. Булгакова, ангел и демон в «Пирамиде» (1994) Л. М. Леонова. Также фантастическими допущениями являются отнесение действия в будущее или на другую планету, описание несуществующих технологий, выдуманных рас и другие элементы, характерные для современной фантастики.
Добавив фантастическое допущение, можно сделать фантастическим произведение любого другого жанра, сохранив при этом все присущие исходному жанру особенности. Так, можно говорить о фантастическом триллере, фантастическом детективе, фантастическом любовном романе, фантастическом историческом романе и т. д. (Олди. 2008. С. 53). Братья Стругацкие особо подчёркивали, что использование этого литературного приёма не влияет на качество текста, т. к. литературный уровень произведения не зависит от новизны, сложности или глобальности фантастического допущения (Стругацкий. 1965. С. 138).
Классификации типов фантастического допущения предлагались разными авторами (Зубакин; Альтшуллер Генрих Саулович; Олди. 2008) и насчитывают в некоторых случаях десятки классов и подклассов, содержащих сотни групп (Альтшуллер Генрих Саулович). Минимально достаточное деление предложил Ю. Ю. Зубакин, выделив допущения: 1) научно-фантастические, т. е. не противоречащие современным научным знаниям, но и не подтверждаемые теоретически или опытным путём, 2) ненаучно-фантастические, т. е. противоречащие современным научным знаниям и не подтверждаемые теоретически или опытным путём.
Это деление приблизительно соответствует базовому делению фантастики на научную фантастику и фэнтези. При этом отнесение произведения к одному из этих подвидов корректно в том случае, если все присутствующие в произведении фантастические допущения относятся только к одной из двух вышеназванных групп. В ином случае стоит говорить о «гибридном» подвиде.
С течением времени вид фантастического допущения может поменяться. К примеру, в «Необыкновенном путешествии некоего Ганса Пфааля» (1835) Э. По герой путешествует в космос с помощью воздушного шара особой конструкции. В момент написания рассказа это не противоречило научным представлениям, что делает данное фантастическое допущение научно-фантастическим. Однако для современного читателя это фантастическое допущение, очевидно, является ненаучно-фантастическим, поскольку противоречит современным научным знаниям. Возможны и другие варианты изменения вида фантдопущения.
Отдельным параметром является новизна, или оригинальность фантастического допущения. Многократно использованное в разных произведениях фантдопущение теряет оригинальность и становится одним из жанровых клише. К примеру, эльфы и гномы в фэнтези, путешествия во времени и космические корабли в научной фантастике (Олди. 2008).
В одном произведении может встречаться несколько фантастических допущений. При этом чаще всего можно выделить базовое (начальное) фантастическое допущение, по отношению к которому все остальные являются следствием. К примеру, базовое фантастическое допущение – возможность перемещения во времени. Вторичные фантастические допущения – возможность изобретения машины, осуществляющей такое перемещение, возможность встречи с самим собой из другого времени, возможность изменения настоящего через воздействие на прошлое и т. д. В одном произведении может встречаться одно или несколько базовых фантастических допущений и множество вторичных, следующих из них (Зубакин; Олди. 2008).