#Советская фантастикаСоветская фантастикаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоветская фантастикаСоветская фантастикаНайденo 11 статейЛитераторыЛитераторы Перумов НикПеру́мов Ник (род. 1963), советский и российский учёный-биофизик и писатель-фантаст. В 1986–1996 гг. сотрудник Ленинградского НИИ особо чистых биопрепаратов; участвовал в разработке методов лечения детей, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. Ныне в мире открыто более 150 центров доктора Бубновского, работающих по уникальной методике Перумова. Более всего известен как создатель вселенной Упорядоченного. Суммарный тираж книг Перумова превышает 6 млн экземпляров, что является абсолютным рекордом для российского фэнтези. Его произведения переведены на многие языки и опубликованы в Польше, Швеции, Словении и других странах. С 1998 г. живёт в США, где около двадцати лет работал в сфере молекулярной биологии.Направления, стили, жанры в литературе Постапокалиптика в российской фантастикеПостапокали́птика в росси́йской фанта́стике, субжанр российской научной фантастики, где действие развивается в мире, пережившем глобальную природную или техногенную катастрофу, в результате которой бо́льшая часть человеческой популяции и достижений цивилизации уничтожены. Немногие оставшиеся пытаются строить новое общество, приспосабливаясь к предельно неблагоприятным условиям. Авторы постапокалиптики склонны к философскому переосмыслению мифов о сотворении и разрушении мира в новых техногенных декорациях. Среди наиболее заметных произведений советской и российской литературы в жанре постапокалиптики: «Пикник на обочине» братьев Стругацких (1972), «Метро 2033» и «Метро 2034» Д. А. Глуховского (признан иностранным агентом) (2005), «Кысь» Т. Н. Толстой (2000), «Остров Сахалин» Э. Н. Веркина (2018), «Хлорофилия» А. В. Рубанова (2009), «Волки и медведи» Фигля-Мигля (2013), «Вонгозеро» (2011) и «Живые люди» (2013) Я. М. Вагнер, «Девятый» Артёма Каменистого (2011), цикл «Второго шанса не будет» С. С. Цормудяна (с 2010), цикл «Древний» С. С. Тормашева (с 2008).Направления, стили, жанры в литературе Криптоисторическая фантастика в РоссииКриптоистори́ческая фанта́стика в Росси́и, жанр русскоязычной фантастики, в основе которого лежит скрытая, тайная или утерянная история об искажении причин общеизвестных, реальных исторических событий и фактов. Предполагается, что их истинная – магическая, конспирологическая, инопланетная, криминальная или другая подоплёка – забыта, скрыта, фальсифицирована и т. д., но становится очевидной читателю благодаря содержанию произведения. Термин «криптоисторическая фантастика» принят в русскоязычной фантастике и литературной критике как близкий аналог англоязычного термина secret history, или shadow history (с англ. – тайная, или теневая, история).Термины Криптоисторическая фантастика в российском кино и телесериалахКриптоистори́ческая фанта́стика в росси́йском кино́ и телесериа́лах, жанр русскоязычной массовой культуры, представленный в том числе в художественных теле- и кинопроектах, в основе которого – искажение причин реальных исторических событий. Предполагается, что истинные мотивы забыты, скрыты, фальсифицированы и т. д., однако становятся очевидны зрителю благодаря содержанию произведения.Термины Премии в области фантастики в СССР и республиках бывшего Советского СоюзаПре́мии в о́бласти фанта́стики в СССР и респу́бликах бы́вшего Сове́тского Сою́за, литературные премии, вручающиеся за фантастические произведения, изданные на русском языке, и критико-публицистические работы, посвящённые фантастике. Делятся на «демократические» – вручаемые по результатам голосования любителей фантастики, и «авторитарные» – присуждаемые решением профессионального жюри. Финансовой составляющей, как правило, не имеют. В 1980–1990-х гг. оказали значительное влияние на формирование русскоязычного сообщества любителей фантастики – фэн-движения (фандома).Премии «Великое Кольцо» (книжная премия)«Вели́кое Кольцо́», ежегодная советская и российская литературная премия в области фантастики. Учреждена в 1982 г. по инициативе председателя волгоградского Клуба любителей фантастики «Ветер времени», писателя и активиста фэн-движения (фандома) Б. А. Завгороднего как аналог американской читательской премии Хьюго. Церемония вручения премий за 1981 и 1982 гг. состоялась в 1983 г. Первоначально предусматривала три номинации: «Крупная форма», «Малая форма» и «Вклад в развитие и популяризацию фантастики». Позднее добавились категории «Средняя форма» (вручалась дважды – в 1983 и 1990) и «Переводное произведение» (с 1987). Последнее вручение состоялось в 1994 г.Премии Литературная премия имени Александра БеляеваЛитерату́рная пре́мия и́мени Алекса́ндра Беля́ева, премия в области жанровой литературы. Учреждена в 1990 г. секцией фантастической и научно-художественной литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР. С 1992 по 1997 гг. вручалась ежегодно от имени Литературного благотворительного Беляевского фонда и Союза писателей Санкт-Петербурга. Возрождена в 2002 г., с тех пор (на 2023) присуждается без пауз.Премии «Аэлита» (книжная премия)«Аэли́та», старейшая ежегодная советская и российская литературная премия в области фантастики. Учреждена в 1980 г. журналом «Уральский следопыт» и Советом по приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей РСФСР. Первое вручение состоялось в 1981 г. Главным инициатором создания премии выступил критик, библиограф, редактор отдела фантастики журнала «Уральский следопыт» В. И. Бугров. Первоначально вручалась за лучшее произведение предшествующих 2 лет, впоследствии превратилась в награду за общий вклад в отечественную фантастику. Присуждается единожды только живым писателям-фантастам.Направления, стили, жанры в литературе Советская фантастикаСове́тская фанта́стика, совокупность художественных произведений в литературе, кинематографе, живописи и других областях искусства, созданных с использованием жанровых тем и приёмов фантастики в период с 1919 по 1991 гг. авторами, проживавшими на территории СССР, либо эмигрировавшими, но продолжившими писать на родном языке. Для советской фантастики характерно использование собственного набора ключевых тем, таких как построение коммунистического общества будущего, мирное освоение космоса, научные открытия на службе народного хозяйства и др., отличных от круга мотивов и сюжетов как западной, так и постсоветской фантастики. В советском литературоведении фантастика позиционировалась как детско-юношеская литература, основная задача которой состояла в популяризации науки и техники. В разные периоды советская фантастика испытывала трудности цензурного характера, обусловленные господствовавшими в стране идеологическими установками. История советской фантастики неразрывно связана с историей СССР в целом.Направления, стили, жанры в литературе История советской фантастикиИсто́рия сове́тской фанта́стики, процесс становления и развития жанра фантастики в 1919–1991 гг. Произведения фантастического жанра в СССР большей частью создавались в области литературы, в значительно меньших масштабах – в живописи, кинематографе и т. д. История советской литературной фантастики тесно связана с историей литературы в целом, однако обладает рядом уникальных черт, таких как маргинальное положение авторов и произведений жанра по отношению к мейнстриму литературного процесса, институционализация в форме профессиональных семинаров и движения клубов любителей фантастики и др. Советская фантастика оказала значительное влияние на развитие фантастики в постсоветский период и во многом предопределила современное состояние жанра. 12